КОНЦЕПЦИЯ
развития сферы туризма Республики Узбекистан
в период до 2025 года
в период до 2025 года
ID-1195
Отметить, что в республике проводится
последовательная политика по развитию туризма как одного из стратегической
отрасли национальной экономики, способного в перспективе содействовать решению
таких важнейших социально-экономических задач, как создание сотен тысяч новых
рабочих мест, обеспечение диверсификации экономики и ускоренного развития
регионов, притока валютной выручки, повышение доходов и качества жизни
населения, улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.
В целях обеспечения развития отрасли
туризма, создания благоприятных условий и предпосылок для развития частного
сектора и увеличения туристских потоков в республику Указом Президента
Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № УП–4861 «О мерах по
обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан»
образован уполномоченный государственный орган – Государственный комитет
Республики Узбекистан по развитию туризма, а также принятыми более 40 решениями
Главы государства и Правительства страны предоставлены существенные налоговые
льготы и другие преференции субъектам предпринимательства в сфере туризма,
проведена либерализация визового режима, внедрены инновационные технологии в
сфере туризма, созданы условия для эффективного продвижения национального
туристского потенциала на внутреннем и внешних рынках.
Вместе с тем, всесторонний анализ
осуществленных мер по развитию туризма в стране, изменяющаяся конъюнктура
мировых рынков туризма и усиливающаяся конкуренция среди стран Шелкового пути
требуют комплексного подхода разработки и реализации мер по устойчивому
развитию туризма в стране.
В целях коренного повышения эффективности
проводимых реформ по формированию благоприятных экономических условий и
предпосылок для развития национальной сферы туризма, прежде всего в частном
секторе, повышения ее конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг,
расширения экономического потенциала регионов и их доходной базы, создания
новых рабочих мест, а также активного и комплексного продвижения национального
туристского продукта на мировых рынках:
1. Утвердить:
Концепцию развития сферы туризма в Республике
Узбекистан в период до 2025 года (далее – Концепция) согласно приложению № 1,
предусматривающую:
первое – совершенствование
нормативно-правовой базы в сфере туристской деятельности, направленное на
формирование благоприятных условий для деятельности субъектов
предпринимательства в сфере туризма;
второе – развитие
инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры во всех регионах
республики, с учетом потребностей и запросов туристов; третье – развитие
транспортной инфраструктуры, расширение внешних и внутренних транспортных
маршрутов, повышение качества услуг, предоставляемых на транспорте; четвертое – развитие
системы пассажирских перевозок между странами Центральной Азии;
пятое – диверсификация
туристского продукта и услуг, ориентированных на различные сегменты
туристского рынка;
шестое – развитие
внутреннего туризма, обеспечивающего стимулирование активности субъектов
туристской деятельности, ориентированных на удовлетворение потребностей в
туристских услугах внутри республики;
седьмое – продвижение
туристского продукта Республики Узбекистан на международном и
внутреннем туристских рынках;
восьмое – совершенствование
системы подготовки специалистов высокой квалификации для туристской отрасли,
переподготовки и повышения квалификации работников субъектов туристской
деятельности;
План конкретных мер на 2019 год по реализации
Концепции развития сферы туризма в Республике Узбекистан в период до 2025 года
(далее – План конкретных мер), согласно приложению № 2.
2. Установить, что Концепция
реализуется в семь этапов, каждый из которых предусматривает утверждение
отдельного ежегодного Плана конкретных мер по ее реализации в соответствии с
определяемыми приоритетами развития сферы и выполняемыми целевыми параметрами в
течение соответствующего периода.
Предоставить право Координационному совету
по развитию туризма, образованный в соответствии с Указом Президента Республики
Узбекистан от 16 августа 2017 года № ПП-3217, вносить изменения в
параметры Концепции исходя из выполнения ежегодного Плана конкретных мер.
Государственному комитету Республики
Узбекистан по развитию туризма на основе тщательного изучения итогов выполнения
Плана конкретных мер на текущий год разрабатывать и вносить проект Плана
конкретных мер на следующий год.
3. Возложить на
Координационный совет по развитию туризма, задачи по:
обеспечению качественной разработки и
внесению в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов,
направленных на реализацию Концепции;
координации деятельности министерств,
ведомств и других организаций в целях обеспечения безусловного выполнения всех
намеченных мероприятий в установленные сроки;
периодическому контролю за ходом
реализации министерствами, ведомствами и другими организациями Концепции, а
также ежеквартально внесению в Администрацию Президента Республики Узбекистан
подробную информацию о ходе реализации настоящего постановления.
4. Министерствам и ведомствам,
ответственным за выполнение Плана конкретных мер, а также Совету Министров
Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента ежеквартально
до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом предоставлять в
Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма информацию о
ходе их выполнения для последующего внесения в Координационный совет по
развитию туризма.
5. Государственному комитету
Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с:
Государственным комитетом Республики
Узбекистан по статистике в месячный срок утвердить перечень статистических
показателей в сфере туризма для периодического размещения на своих официальных
веб-сайтах в качестве открытых данных с целью улучшения индекса страны в
престижных рейтингах мира в сфере туризма;
Министерством внутренних дел Республики
Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан
предложения по внедрению механизма учета количества внутренних туристов с
помощью системы «E-MEHMON»;
6. Национальному информационному
агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Республики Узбекистан,
Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой
информации публикации и тематические передачи по разъяснению целей и задач
настоящего постановления.
7. Государственному комитету
Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из
настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан
Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан
|
Ш. Мирзиёев
|
Предложения: 0 Показать
предложении
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента
Республики Узбекистан
от «___» _______ 2018 г. № ПП - _____
КОНЦЕПЦИЯ
развития сферы туризма Республики Узбекистан
в период до 2025 года
в период до 2025 года
Концепция развития сферы туризма
Республики Узбекистан в период до 2025 года направлена на достижение повышения
эффективности проводимых реформ по формированию благоприятных экономических
условий и предпосылок для развития национальной сферы туризма, а также
разработку приоритетных целей и задач по ускоренному развитию индустрии
туризма, повышению ее роли и вклада в экономику, диверсификации и улучшения
качества туристских услуг, совершенствованию туристской инфраструктуры.
Предложения: 0 Показать
предложении
Глава 1. Анализ текущего состояния сферы
туризма
Узбекистан обладает огромным
туристско-рекреационным потенциалом: насчитывается 7,4 тысячи объектов
культурного наследия, 209 из них в составе четырех городов-музеев («Ичан калъа
в городе Хиве», «Исторический центр города Бухары», «Исторический центр города
Шахрисабза» и «Город Самарканд») включены в Список объектов всемирного наследия
ЮНЕСКО. В стране имеются 11 национальных природных парков и государственных
заповедников, 12 заказников, 106 музеев, 37 театров, 187 парков культуры и
отдыха и много других объектов туризма.
Предложения: 0 Показать
предложении
За период 2015-2017 годы экспорт
туристских услуг вырос на 33 % составил 546,9 млн долл. США в 2017
году, а за 9 месяцев 2018 года – 773,4 млн долларов США превысив
показатели всего 2017 года на 41%. Среднегодовой темп роста иностранных
посетителей до 2016 года за последние пять лет составил 8 %, а в 2017 году
рост составил 32,7 % и превысил 2,69 млн человек. По итогам 2018 года
ожидается прибытие туристов на уровне 4,8 млн человек, превышающий показатели
2017 года практически в 2 раза. Принимаемые меры по поддержке и защите частного
сектора способствовали увеличению количества туристских организаций с 332 в
2015 году до 843 по итогам 9 месяцев 2018 года, а гостиничных хозяйств – с 500
до 869 единиц.
Предложения: 0 Показать
предложении
В последние годы были реализованы
крупные инвестиционные проекты по развитию туристской инфраструктуры, в числе
которых открытие брендовых гостиниц «Lotte City Hotel Tashkent Palace» и «Hyatt
Regency Tashkent» в г. Ташкенте, создание культурно-развлекательных парков
в городах Андижане, Ургенче, Ташкенте, открытие железнодорожной линии
«Ангрен-Пап», электрифицированных железнодорожных линий до городов Карши и
Бухары.
Государственная политика в данном
направлении нацелена на развитие туризма, чтобы данная сфера в перспективе должна
стать одним из локомотивов для ускоренного комплексного развития регионов и их инфраструктуры, содействовать решению
таких важнейших социально-экономических задач, как создание сотен тысяч новых
рабочих мест, обеспечение диверсификации и ускоренного развития регионов,
повышение доходов, уровня и качества жизни населения, увеличение объемов
поступления валютной выручки, улучшение имиджа и инвестиционной
привлекательности страны.
Предложения: 0 Показать
предложении
Необходимо отметить, что важными
факторами, повлиявших на двукратный рост количества прибывающих иностранных
туристов в 2018 году стали либерализация визового режима, упрощение правил
пребывания в Узбекистане, упрощение ведения предпринимательской деятельности,
развитие инфраструктуры в сфере туризма и продвижение туристского потенциала, в
числе которых:
Предложения: 0 Показать
предложении
дополнительное установление безвизового
режима для 9 стран (всего 18), увеличение количества стран для граждан которых
применяется упрощенный режим получения въездных виз от 12 до 50;
Предложения: 0 Показать
предложении
начало функционирования с 15 июля 2018 г.
системы оформления и выдачи электронных въездных виз и введение порядка
безвизового въезда, временного пребывания и выезда из Узбекистана через пункты
пропуска граждан 101 государства, следующих транзитом через территорию
Узбекистана;
Предложения: 0 Показать
предложении
упрощение порядка временной регистрации
иностранных граждан на территории республики, который полностью переведен на
электронный формат через систему «E-MEHMON», по которому право регистрации
иностранных граждан предоставлена помимо средствам размещения, лечебным
учреждениям, туристским компаниям, владельцам частных квартир и гостевым домам,
а также иностранным гражданам, самостоятельно путешествующим по стране через
интернет и мобильные приложения.
Предложения: 0 Показать
предложении
Для ускоренного удовлетворения спроса
иностранных туристов на гостиничных мест и диверсификации услуг по размещению
осуществлены следующие практические меры:
упрощены требования к работе хостелов с
отменой 22 требований (наличие отдельного входа, емкости с запасом воды,
необходимость определенной площади для каждого посетителя), а также упрощен
процесс обучения сотрудников хостелов на основе внесения в государственный
стандарт, устанавливающий требования к хостелам (низкобюджетное средство
размещения), изменений;
Предложения: 0 Показать
предложении
создана возможность размещения иностранных
туристов в частных квартирах, путем внесения постановлением Кабинета Министров
Республики Узбекистан от 29 мая т.г. № 398 в действующем законодательстве
изменений и дополнений;
Предложения: 0 Показать
предложении
разработан и утвержден упрощенный порядок
организации гостевых домах в сельских местностях республики с отменой требования
сертификации и установлением минимальных требований к их созданию с целью
развития экологического и сельского туризма в стране, расширения видов
оказываемых туристам услуг, создания новых рабочих мест для населения в
отдаленных сельской местностях.
Предложения: 0 Показать
предложении
В целях создания дополнительных условий
для развития транспортной инфраструктуры в сфере туризма:
туристические автобусы освобождены от
обязательства по сопровождению колонной при условии, что данные автобусы
отвечают требованиям безопасности;
отменен запрет на движение туристского
автобуса в ночное время;
отменена существовавшая практика
обязательного составления территориальными органами внутренних дел акта
техосмотра транспортного средства, возобновляемого перед каждой перевозкой
местных туристских групп;
упрощена процедура сертификации ввозимых в
республику автотранспортных средств туристского класса, предназначенных для
перевозки 8 и более человек, вследствие чего в течение 9 месяцев 2018 года парк
автотранспортов туристского класса пополнился на 113 единиц (32 автобуса и 81
микроавтобуса).
Предложения: 0 Показать
предложении
Все это свидетельствуют о необходимости
проведения дальнейшей либерализации визового режима, упрощения порядка
пребывания в Узбекистане, развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры,
совершенствование транспортной коммуникации и продвижение туристского
потенциала для увеличения потока иностранных туристов в республику и
соответственно экспорта туристских услуг.
Предложения: 0 Показать предложении
Необходимо отметить, что нынешние
показатели развития туризма страны все еще не соответствуют с имеющимся
потенциалом республики.
Учитывая, что соседние страны
(Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) остаются ведущим
направляющим туристов в Узбекистан рынком, (более 80 % из общего
количество иностранных посетителей) регион Центральная Азия остается
приоритетным направлением привлечения туристов. По данному направлению следует
обратить внимание на следующие аспекты.
Предложения: 0 Показать
предложении
Анализ ситуации на международном рынке
туризма показывает, что новые регионы, в частности, Центральная Азия, ранее не
признанные в качестве основных туристских направлений, теперь могут активно
занимать свою нишу в сегментах рынка. Для этой цели в странах региона имеется
большой туристский потенциал, обуславливающийся природным и культурным
наследием.
Вместе с тем, успех любого пункта
назначения зависит от наличия комбинации нескольких факторов, среди которых
доступность имеет ключевое значение для Узбекистана.
Предложения: 0 Показать
предложении
В этом плане целесообразно проведение
совместной скоординированной работы стран Центральной Азии по следующим
направлениям:
увеличение доступности воздушного
сообщения для прибытий имеет жизненно важное значение в целях увеличения
туристских потоков внутри региона, в частности в Узбекистан. Более открытый
рынок авиаперевозок Центральной Азии снизит транспортные расходы и время в
пути, что создаст прямые выгоды для правительств, частного сектора и
потребителей;
несмотря на то, что во всех странах
региона существуют железнодорожные перевозки, существующие дорожные системы,
особенно по маршрутам, наиболее привлекательным для туристов, в силу сильной
загруженности требует модернизации и увеличения количества рейсов и составов;
аналогично модернизация требуется как в
отношении качества автомобильных дорог, так и автобусов, и придорожных услуг.
Предложения: 0 Показать
предложении
Вместе с тем, в силу того, что Узбекистан,
располагается в центре Центральной Азии, нынешний поток туризма между Азией и
Европой отражает один из потенциальных рынков для въездного туризма страны, а
также объем потока потенциальных посетителей страны.
По расстоянию, если соседние страны
Центральной Азии являются рынком короткого расстояния для республики, а Россия,
Турция, Ближний Восток, Западный Китай, Индия и другие представляют собой
потенциальные рынки среднего расстояния. По целям поездки, иностранные
граждане, планирующие совершить поездку в Азию или на Ближний Восток по
культурно-историческому, паломническому, гастрономическому, экологическому,
этнографическому и сельскому туризму, являются потенциальными посетителями
республики.
В совокупности поток туристов из этих
рынков и по вышеназванным целям составил более 100 млн туристов в 2017 году,
которые представляют собой потенциальный «пул» туристов, совершивших поездки в
пункты назначения, аналогичные Узбекистану по расстоянию и туристскому
потенциалу.
Предложения: 0 Показать
предложении
Как показывает
проведенный критический анализ, на сегодняшний день все еще остается
нерешенным целый ряд вопросов в сфере туризма и сопряженных отраслях:
во-первых, требуется
совершенствование нормативной базы туристкой отрасли. Так, необходимо
сосредоточиться на следующих вопросах:
разбросанность правовой среды с сфере
государственной поддержки туристской деятельности;
малочисленность стран, в отношении
которых отменено визовый режим и необходимость совершенствования системы выдачи
электронных виз;
отсутствие правил оказания туристских
услуг, в том числе гостиничных, стандарта по классификации объектов питания и
транспорта по уровню комфорта и обслуживания и системы их контроля и др.
Предложения: 0 Показать
предложении
во-вторых, ситуация на
рынке Узбекистана, оцениваемая международным сообществом как «туристский бум»,
характеризируется, в первую очередь, стремительно растущим спросом на
туристский продукт, и в настоящее время инфраструктура туризма, особенно в так
называемый «высокий туристский сезон» (март-июнь, сентябрь-ноябрь), загружена
на 100 %, наблюдается нехватка номерного фонда действующих средств
размещения.
Вместе с тем, можно наблюдать низкое
качество услуг вследствие дефицита гостиниц с международным классом
обслуживания; отсутствие объектов инфраструктуры и продуманной системы
организации тематического досуга для иностранных туристов в свободное от
посещения достопримечательностей время, в том числе в вечернее и ночное время;
преобладание в системе общественного питания, особенно в гостиничных
ресторанах, однообразных продуктов в меню, что не отвечает международным
стандартам и потребностям туристов; неразвитость и плохое состояние сетей
санитарно-гигиенических узлов; необходимо формирование комфортной туристской
информационной среды (знаков туристской навигации) и информационных центров.
Определенные проблемы имеются и
сохранении и охране объектов туристского посещения и культурного наследия
(нанесение повреждения многочисленным объектам культурного наследия, в
частности святыням, историко-культурным объектам, в результате проведения не
соответствующих мировым стандартам ремонтных работ, или же их полное
обветшание).
Предложения: 0 Показать
предложении
в-третьих, созданием соответствующей
туристской инфраструктуры остается открытом вопрос параллельного и соразмерного
развития системы перевозок пассажиров в Узбекистане.
В настоящее время в транспортной системе
республики не имеются скоординированная политика перевозки пассажиров
различными видами транспорта, что снижает доступности страну для туристов.
В частности, на сегодняшний день сектор
гражданских авиационных перевозок в Узбекистане характеризуется
недостаточностью воздушных соединений, а также высокой стоимостью услуг, что во
многом связано
с монопольными позициями НАК «Узбекистон хаво йуллари» и привело к самым медленным темпам роста международных авиаперевозок в регионе (2 %), сокращению внутреннего рынка авиаперевозок (1,9 % ежегодно).
с монопольными позициями НАК «Узбекистон хаво йуллари» и привело к самым медленным темпам роста международных авиаперевозок в регионе (2 %), сокращению внутреннего рынка авиаперевозок (1,9 % ежегодно).
Аналогичная ситуация наблюдается и в
системе железнодорожных перевозок АО «Узбекистон темир йуллари», которая
характеризуются нехваткой железнодорожных составов и рейсов.
Также, в настоящее время в республике
практически отсутствуют регулярные межрегиональные автобусные транспортные
маршруты, передвигающие по утвержденному графику.
Кроме того, межрегиональные маршруты
имеют неудобную и сложную транспортную логистику. К примеру, между регионами
отсутствуют авиасообщения, все авиаперелеты между регионами осуществляются
через город Ташкент, что приводит к увеличению транспортных расходов и снижению
доступности путешествий между регионами республики.
В данной сфере также можно наблюдать
низкий уровень качества услуг, предоставляемых на авиационном, железнодорожном
и автомобильном транспорте, неразвитость инженерной инфраструктуры в туристских
центрах, практическое отсутствие объектов придорожной инфраструктуры; плохое
состояние автомобильных дорог, что приводит к низкой конкурентоспособности
национального туристского продукта.
Предложения: 0 Показать
предложении
в-четвертых, ограниченные
транспортные сообщения в Центральной Азии представляют собой существенное
препятствие для развития:
регионального туризма между странами
Центральной Азии;
международного туризма в страны
Центральной Азии как по отдельности, так и в несколько стран.
Предложения: 0 Показать
предложении
в-пятых, сезонность в
сфере туризма является одним из ключевых сегодняшних вызовов, от эффективности
решения которых зависит дальнейшее развитие отрасли.
В частности наблюдается:
низкий уровень диверсификации
предлагаемого туристского продукта и отсутствие услуг, ориентированных на
различные сегменты туристского рынка, недостаточное развитие узкоспециальных
направлений: паломнического, медицинского, гастрономического, активного,
сельского (фермерского) и других видов туризма;
устаревшая и недостаточно эффективно
используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и
медицинского туризма (пансионаты и санатории);
отсутствие взаимоувязанной программы
проведения ярмарок, фестивалей, конкурсов, выставок и других
мероприятий (MICE-туризм), привлекающих современных туристов; слабый
уровень монетизации туризма.
Предложения: 0 Показать
предложении
в-шестых, на сегодняшний
день на мировом туристском рынке отсутствует единый национальный туристский
бренд, а также бренды отдельных регионов республики.
Также отсутствует систематизированной
работы по продвижению туристского потенциала страны, вследствие чего:
недостаточное продвижение на
международном рынке национального туристского продукта и региональных брендов;
низкая организация информационной
поддержки туристов об имеющемся туристском потенциале (особенно экологического,
гастрономического, паломнического туризма);
отсутствует сегментированной работы по
привлечению иностранных туристов из приоритетных государств и регионов, в том
числе по направлениям: страны мусульманского мира, включая Турцию, Малайзию,
Индонезию и страны Персидского залива; страны Юго-Восточной Азии, в частности,
Китай, Республика Корея и Япония; страны Европы;
низкий уровень взаимодействия между
различными органами государственного управления в данном направлении.
Предложения: 0 Показать
предложении
в-седьмых, неэффективная
общереспубликанская маркетинговая кампания по пропаганде внутреннего туризма,
осведомления населения о туристском потенциале регионов страны и объектов
культурного наследия и паломничества; недостаточность принимаемых мер со
стороны государственных органов управления и органов исполнительной власти на
местах по целевому развитию и поощрению внутреннего туризма, который мог бы
компенсировать сезонный фактор международного туризма;
Предложения: 0 Показать
предложении
в-восьмых, нехватка
квалифицированных кадров в сфере туризма, обусловленная следующими факторами:
отсутствие комплексной многоуровневой
системы непрерывного образования в сфере туризма;
продолжение применения в профильных
высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях
устаревших учебных планов и программ, нехватка инновационных технологий и
методического обеспечения, вследствие чего отставания от мировых стандартов;
необходимость внедрение современных
методов управления человеческими ресурсами;
недостаточная поддержка и стимулирование
новых идей «стартапов».
Предложения: 0 Показать
предложении
Глава 2. Цели, видение и задачи развития сферы туризма
Цели развития сферы туризма Республики
Узбекистан в период до 2025 г. направлены на превращение туризма в
стратегическую отрасль национальной экономики путем диверсификации и улучшения
качества туристских услуг, совершенствования туристской и сопутствующей
инфраструктуры, в том числе посредством привлечения инвестиций, проведения
эффективной рекламно-маркетинговых работ, а также повышение
конкурентоспособности национальной туристской отрасли, обеспечивающей широкие
возможности для удовлетворения потребностей граждан Узбекистана и иностранных
посетителей в туристских услугах.
Ключевое видение туристской отрасли
состоит:
в период до 2020 года: институциональные
реформы по созданию прочной законодательной основы развития туризма, развитие
инфраструктуры и продвижение туристского потенциала страны.
в период до 2025 года планируется
увеличение доли индустрии туризма в экономике страны. В данном направлении
поставлена цель увеличение доли туризма в ВВП страны до 5 % (по итогам 2017
года – 2,3%). Развивая достаточную инфраструктуру и успешно продвигая
туристский потенциал республики на мировых рынках, нет причин, по которым мы не
смогли бы привлечь более 7 млн. туристов по итогам 2025 года.
в период до 2030 года туризм в
Узбекистане не ограничится достижениями в национальной экономике, а может выйти
на региональный и мировой рынки туристских услуг как один из наиболее
конкурентоспособных субъектов.
Цели государственной политики в сфере
туризма достигаются посредством решения следующих задач:
- создание благоприятных экономических
и организационно-правовых условий для его интенсивного и эффективного развития
как одной из стратегических отраслей экономики страны;
- создание сбалансированного рынка
туристских услуг на основе приоритетного развития въездного и внутреннего туризма;
- обеспечение безопасности жизни и
здоровья туристов (экскурсантов) при организации туристских услуг;
- комплексное развитие всех
регионов и сопряженных отраслей экономики для обеспечения устойчивого роста
доли сектора туризма в ВВП страны, доходов местных и государственного бюджетов,
создания новых рабочих мест и повышения уровня и качества жизни населения;
- формирование современного
туристского комплекса республики, позволяющего наиболее полно использовать
имеющийся огромный потенциал для развития различных видов туризма;
- формирование представления о
Республике Узбекистан как о стране, благоприятной для туризма.
Предложения: 0 Показать
предложении
Глава 3. Инструменты и механизмы по развитию
сферы туризма
сферы туризма
Исходя из целевых задач и приоритетов в
сфере туризма на краткосрочную перспективу в предстоящие годы
предусматривается активное использование следующих инструментов и механизмов
для их достижения:
1) совершенствование
нормативно-правовой базы в сфере туристской деятельности, направленное на
формирование благоприятных условий для деятельности субъектов
предпринимательства в сфере туризма, в том числе:
разработка проекта Закона Республики
Узбекистан «О поддержке туристской деятельности», предусматривающий укрепление
законодательной основы деятельности субъектов сферы туризма, объединение в
единый документ нормы по государственной поддержке субъектов
предпринимательства в сфере туризма;
осуществление на поэтапной основе
мероприятий по дальнейшей либерализации визового режима для граждан
экономически стабильных и безопасных государств, обеспечивающих основной поток
туристов в республику;
реализация адресных мер по привлечению
частного сектора и стимулированию предпринимательской активности в сфере
туризма, обеспечение для этого необходимых предпосылок и условий, создание и
поддержание эффективного уровня конкуренции на туристском рынке;
рассмотрение в качестве одного из основных
механизмов реализации концепции государственно-частного партнерства как
наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти
и частного сектора с целью создания объектов туристской инфраструктуры и
организации оказания туристам услуг.
Предложения: 0 Показать предложении
Реализация
вышеуказанных мер позволит обеспечить приведение отечественной
нормативно-правовой базы к международным стандартам и нормам, сформировать
благоприятные условия для развития туристской отрасли, обеспечить эффективное
использование экономических ресурсов для повышения роли отрасли туризма в
экономике, в том числе обеспечить в 2025 году рост экспорта туризма с 951
млн. долл. США до 2 млрд долл. США.
Предложения: 0 Показать
предложении
2) развитие инфраструктуры
туризма и сопутствующей инфраструктуры во всех регионах республики, с учетом
потребностей и запросов туристов, в том числе:
разработка мер по комплексному развитию
туристской индустрии на всей территории республики, включающих в себя не только
строительство новых и реконструкцию действующих средств размещения, но и
развитие сопутствующей инфраструктуры (объектов общественного питания,
транспортно-логистических структур, индустрии развлечений, учреждений культуры
и спорта, объектов туристского показа и другие), с учетом параметров
туристского спроса по видам туризма и характера туристского предложения;
максимальное упрощение механизма
реализации проектов по строительству гостиниц и других объектов туристской
инфраструктуры, предусматривающее частичное субсидирование со стороны
государства проектов строительства и реконструкции гостиниц, создание для
предпринимателей в гостиничном бизнесе мотивационных условий для повышения
качества своих услуг, а также стимулирование привлечения всемирно известных
брендов гостиничного бизнеса в Узбекистан;
поэтапное развитие сферы средств
размещения: на первом этапе развития средств размещения – сосредоточение на
приватизации, а также на реконструкции и модернизации существующих отелей; на
последующем этапе – завершение модернизации действующих гостиниц и придание
приоритета строительству новых гостиниц на туристских регионах на основании
программ развития туризма (в том числе различных его видов) и вытекающих из
него количественных расчетах по привлечению туристов;
стимулирование предпринимательской
активности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в сфере
оказания гостиничных услуг (мини-гостиницы, мини-отели, хостелы, гостевые дома
и другие), в том числе создание нормативной основы и благоприятного условия для
организации и развития услуг по размещению на основе сдачи в аренду частных
домов, квартир и комнат, с целью ускоренного увеличения номерного фонда средств
размещения;
создание уличной инфраструктуры в
крупных городах, туристско-рекреационных центрах, с учетом современных
международных стандартов (подъездные пути, указатели и вывески, тротуары, малые
архитектурные формы, санитарно-гигиенические узлы, элементы благоустройства для
людей с ограниченными возможностями);
внедрение и развитие единой
унифицированной системы туристской навигации, установку унифицированных
указателей туристской навигации на улицах, в местностях, внутри зданий и
сооружений, являющихся объектами туристского показа, на средствах транспорта,
транспортных узлах, автомобильных дорогах;
обеспечение реконструкции
инженерно-коммуникационной инфраструктуры в туристских центрах, объектах и на
маршрутах с обязательным применением международных стандартов.
Предложения: 0 Показать
предложении
Реализация
вышеуказанных мер позволит:
развить гостиничную и
сопутствующую инфраструктуру, соответствующую международным стандартам, за счет
увеличения количества туроператоров – с 860 до 1676 ед. и других субъектов
сферы туризма, а количество средств размещения – с 850 до 1 600;
обеспечить
разнообразие качественных туристских услуг, увеличение расходов каждого
иностранного туриста во время путешествия по стране минимум;
обеспечить привлечение
крупных игроков (брендов) туристского рынка и увеличения притока иностранных
инвестиций в развитие гостиничных услуг и услуг общественного питания.
Предложения: 0 Показать
предложении
3) развитие транспортной
инфраструктуры, расширение внешних и внутренних транспортных маршрутов,
повышение качества услуг, предоставляемых на транспорте, включая:
разработку и реализацию мер по
оптимизации тарифов для иностранных туристов, путешествующих по территории
Республики Узбекистан, в том числе авиа- и железнодорожных перевозок;
реструктуризация национальной
авиакомпании в несколько конкурирующих компаний, отделяющих авиацию, управление
аэропортами и регулирующий орган авиации (в мировом практике не существует
развитая страна, где национальная авиакомпания управляет аэропортами);
проработку возможности привлечения
крупных международных авиаперевозчиков, организации бюджетных авиаперевозок (по
системе «лоукостер»);
развитие авиасообщений между регионами
республики (в настоящее время все авиаперелеты между регионами осуществляются
через город Ташкент);
совершенствование существующих и
строительство новых железнодорожных путей, расширение использования новых
высокоскоростных электропоездов;
реконструкцию существующих и
строительство новых международных аэропортов, оснащенных необходимыми службами
и объектами в соответствии с международными стандартами;
мониторинг состояния и уровня
комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов,
периодическое обновление подвижного состава транспортных средств с целью
оказания качественных транспортных услуг.
Предложения: 0 Показать
предложении
Реализация вышеуказанных
мер позволит:
расширить географию
полетов и прямых рейсов в исторические города страны как в рамках увеличения
международных рейсов, так и внутренних, а также повысить конкуренцию между
авиалиниями и снизить стоимость авиаперелетов для последующего достижения
снижения стоимости авиабилетов в общей стоимости туристских пакетов до 100 –
150 долл. США;
обеспечить удобную и
доступную транспортную логистику, включающую воздушный, железнодорожный и
автомобильный транспорт, создание комфортных условий при прибытии туристов в
аэропортах и вокзалах, а также во время путешествий между городами;
создать благоприятные
условия для комфортного путешествия туристов по стране за счет реализации
государственных целевых программ по строительству и реконструкции
железнодорожных и автомобильных дорог.
Предложения: 0 Показать
предложении
4) развитие транспортной
коммуникации в Центральной Азии с созданием гармонизированной системы
транспортной коммуникации между странами региона, что предусматривает:
формирование программы развития
пассажирских перевозок в Центральной Азии, утверждаемый межгосударственным
соглашением, предусматривающее:
а) обязательное налаживание
регулярного транспортного сообщения (воздушное, железнодорожное и наземное
(автобусное) между крупными городами стран Центральной Азии;
б) налаживание авиасообщение между
столичными городами региона как минимум один раз в день;
в) организацию удобных стыковок между
различными видами транспортного сообщения в первую очередь между регионами
страны, а также столичными и основными городами соседних стран;
совершенствование существующих и строительство
новых автодорог республиканского и регионального значения от пунктов пропуска
через Государственную границу Республики Узбекистан, соединяющих туристские
центры и ключевые места туристского интереса, включая реконструкцию и
строительство придорожной инфраструктуры (объектов сервисного обслуживания,
пунктов общественного питания, технического обслуживания, медицинские пункты).
Предложения: 0 Показать
предложении
Реализация
вышеуказанных мер позволит:
обеспечить удобную и
доступную транспортную логистику регионе, включающую воздушный, железнодорожный
и автомобильный транспорт, создание комфортных условий при осуществления
путешествий между странами региона;
расширить географию
полетов и прямых рейсов в как между городами республики, так и стран региона;
превратить Узбекистан
в крупный региональный транспортный «хаб» в сфере пассажирских перевозок.
Предложения: 0 Показать
предложении
5) принятие комплексных мер
предусматривающих устранение сезонного фактора путем диверсификации
туристского продукта и услуг, ориентированных на различные сегменты туристского
рынка, с целью обеспечения:
систематизации туристских маршрутов и
проведение их паспортизации, а также формирование единой информационной базы
маршрутной сети и объектов туристского показа Республики Узбекистан;
разработки новых туристских программ (с
учетом потенциальных видов туризма – паломничества, познавательного,
экологического, этнографического, гастрономического, спортивного,
лечебно-оздоровительного, сельского (фермерского), индустриального, делового и
других) для создания разнообразного, привлекательного и конкурентоспособного в
разное время года туристского продукта Республики Узбекистан, в том числе путем
создания в регионах страны тематических туристских зон и туристских кластеров;
разработки и реализации программных
мероприятий по производству современной конкурентоспособной
ремесленно-сувенирной продукции;
формирование программы развития
MICE-туризма предусматривающую создание специального подразделения по развитию
туризма с объединением в него крупных гостиниц, транспортных компаний, турфирм
и других учреждений в качестве членов, разработку каждым министерством и
ведомством программы проведения MICE-мероприятий международного и местного
значения и др.
Предложения: 0 Показать
предложении
Реализация
вышеуказанных мер позволит:
повысить
привлекательность предлагаемых туров путем насыщения их событийными
мероприятиями и совмещения различных видов туризма, увеличения средней
продолжительности туров по стране минимум на двое суток с доведением до 8
суток, а по городам на 3 суток с действующих 1,5-2,0;
обеспечить устойчивое
развитие туризма и достижение повторных визитов посетителей в страну.
Предложения: 0 Показать
предложении
6) развитие внутреннего туризма,
обеспечивающего стимулирование активности субъектов туристской деятельности,
ориентированных на удовлетворение потребностей в туристских услугах внутри
республики, предполагает:
совершенствование механизма реализации
Программы «Узбекистон буйлаб саёхат кил» в целях вовлечения широких слоев
населения в сферу потребления туристско-экскурсионных услуг, возрождения
массового характера внутреннего туристского движения, использования эффекта
масштаба при производстве туристских услуг и смягчения сезонной
неравномерности;
разработку и реализацию программ
социального, культурно-познавательного, патриотического, экологического,
этно-культурного и сельского туризма;
внедрение туристско-экскурсионных
мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования.
Предложения: 0 Показать
предложении
Реализация
вышеуказанных мер позволит:
эффективно
использовать внутренние ресурсы для формирования качественного туристского
продукта, снижения зависимости от сезонных факторов и повышения загруженности
гостиниц не в сезонные месяцы года;
расширить поток
внутренних туристов между регионами с увеличением их количества практически в 2
раза – с 10 000 тыс. до 19 000, тыс. в год.
Предложения: 0 Показать
предложении
7) продвижение туристского
продукта Республики Узбекистан на внутреннем и внешнем туристских рынках
предполагает:
разработку единого национального
туристского бренда Республики Узбекистан, а также основывающиеся на нем
туристские бренды регионов, исходящие из специфики каждого региона;
разработку эффективной стратегии по
продвижению национального туристского продукта, преимущественно сосредоточенной
на ключевых направляющих туристских рынках и носящей стабильный характер;
поддержку и консолидацию профильной
выставочной деятельности в Республике Узбекистан с целью создания на
отечественном туристском рынке одной из крупнейших мировых туристских выставок;
проведение имиджевой
рекламно-информационной кампании как в Узбекистане, так и за рубежом, участие с
единым национальным стендом в крупнейших международных профильных и иных
выставках и ярмарках, в целях широкой презентации туристских возможностей
республики;
подготовку некоммерческой
рекламно-информационной печатной и иной продукции для распространения ее на
крупнейших международных туристских ярмарках, выставках и через дипломатические
представительства Республики Узбекистан в зарубежных странах;
усиление работы по продвижению
туристского продукта в интернет-пространстве, включая размещение информации
посредством поискового маркетинга, баннеров на специализированных веб-сайтах,
мобильной рекламы,
а также создание специализированной онлайн-платформы, отражающей все туристские предложения по Узбекистану и предоставляющей функции онлайн-бронирования;
а также создание специализированной онлайн-платформы, отражающей все туристские предложения по Узбекистану и предоставляющей функции онлайн-бронирования;
стимулирование участия туристских
организаций в продвижении своих турпродуктов на международном рынке, в том
числе за счет частичного субсидирования участия в международных туристских
выставках;
проведение иных тематических и целевых
акций, в том числе информационная поддержка фестивалей, проводимых в стране,
презентации новых туристских направлений за рубежом, организацию информационных
туров для представителей зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных
международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе
двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также
налаживание сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями;
организацию информационных центров по
республике, предоставляющих на бесплатной основе обширную туристскую
информацию, в том числе об имеющихся возможностях бронирования, приобретения
сувениров, книг и туристских карт, в особенности в аэропортах и на
железнодорожных вокзалах.
Предложения: 0 Показать
предложении
Реализация
вышеуказанных мер позволит:
повысить узнаваемость
Узбекистана как страны с развитой туристской индустрией и богатым туристским
потенциалом;
обеспечить освоение
новых потенциальных рынков, увеличить в два раза количество заключенных с
новыми зарубежными туристскими компаниями договоров по привлечению туристов в
Узбекистан;
увеличить количество
иностранных туристов с 4,8 млн до прогнозных 7,2 млн человек в год.
Предложения: 0 Показать
предложении
8) совершенствование системы
подготовки специалистов высокой квалификации для туристской отрасли,
переподготовки и повышения квалификации работников субъектов туристской
деятельности предусматривает:
проведение независимой оценки
квалификации кадров и выпускников профессиональных образовательных учреждений в
сфере туризма;
создание целостной общенациональной
многоуровневой системы непрерывного профессионального образования в сфере
туризма (подготовка, переподготовка, повышение квалификации), отвечающей
международным требованиям;
усовершенствование квалификационных
требований к преподавательскому составу с учетом внедрения модернизированных
государственных образовательных стандартов, учебно-методических программ,
передовых образовательных и информационно-коммуникационных технологий;
расширение инвестиций в
совершенствование учебных программ и учебников, особенно в системе среднего
специального, профессионального образования, в целях подготовки
высококвалифицированных специалистов, обладающих эффективными навыками и
знаниями в сфере туризма, соответствующими изменяющимся требованиям рынка
труда;
разработку стандартов, устанавливающих
обязательные квалификационные требования к работникам туристской отрасли,
непосредственно оказывающим туристские услуги (гиды, инструкторы-проводники,
работники субъектов туристской деятельности, организаций общественного питания,
транспорта и др.) в сфере въездного и внутреннего туризма;
открытие филиалов ведущих международных
высших учебных заведений, подготавливающих специалистов в сфере туризма.
Предложения: 0 Показать
предложении
Глава 4. Ожидаемые результаты
В результате реализации Концепции
ожидается:
увеличение объемов производства услуг в
сфере туризма за счет ежегодного роста количества иностранных туристов,
посещающих Республику Узбекистан, и субъектов туристской деятельности будет
способствовать росту экспорта туристских услуг с 951 млн. долл. США по итогам
2018 года до прогнозных 2 млрд долл. США в 2025 году;
удовлетворение потребностей различных
категорий граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья,
приобщении к культурным ценностям будут способствовать росту въезда в
Республику Узбекистан иностранных посетителей до прогнозных 7,2 млн. чел. в
2025 году;
расширение потока внутренних
туристов между регионами с увеличением их количества практически в 2 раза – с
10 000 тыс. до 19 000, тыс. в год.
увеличения количества гостиниц и других
средств размещения с 850 в 2018 году до прогнозных 1 600 в 2025 году,
туристских организаций с 860
в 2018 году до прогнозных 1676 в 2025 году.
в 2018 году до прогнозных 1676 в 2025 году.
Предложения: 0 Показать
предложении
Глава 4. Контроль за реализацией Концепции
Системный контроль министерствами,
ведомствами и другими организациями за ходом реализации
Концепции, общая координация, оперативное рассмотрение и решение проблемных вопросов,
препятствующих развитию туризма в республике, будет осуществляться Координационным
советом по развитию туризма.
Государственный комитет Республики
Узбекистан по развитию туризма в качестве рабочего органа Координационного
совета по развитию туризма будет осуществлять мониторинг за ходом реализации
Концепции в установленные сроки.
Отчеты о ходе реализации Концепции будут
заслушиваться на ежеквартальных заседаниях Координационного совета по развитию
туризма, с принятием мер по обеспечению качественного и безусловного выполнения
всех намеченных мероприятий, заслушивания отчетов и рассмотрения
ответственности руководителей министерств, ведомств, Совета Министров
Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента.
Комментариев нет:
Отправить комментарий