среда, 14 ноября 2018 г.

Проект Концепции о мерах по развитию туризма в Узбекистан


Проект Концепции о мерах по развитию туризма в Узбекистан в период до 2025 года


ID-1195

Отметить, что в республике проводится последовательная политика по развитию туризма как одного из стратегической отрасли национальной экономики, способного в перспективе содействовать решению таких важнейших социально-экономических задач, как создание сотен тысяч новых рабочих мест, обеспечение диверсификации экономики и ускоренного развития регионов, притока валютной выручки, повышение доходов и качества жизни населения, улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.



В целях обеспечения развития отрасли туризма, создания благоприятных условий и предпосылок для развития частного сектора и увеличения туристских потоков в республику Указом Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № УП–4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» образован уполномоченный государственный орган – Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма, а также принятыми более 40 решениями Главы государства и Правительства страны предоставлены существенные налоговые льготы и другие преференции субъектам предпринимательства в сфере туризма, проведена либерализация визового режима, внедрены инновационные технологии в сфере туризма, созданы условия для эффективного продвижения национального туристского потенциала на внутреннем и внешних рынках.

Вместе с тем, всесторонний анализ осуществленных мер по развитию туризма в стране, изменяющаяся конъюнктура мировых рынков туризма и усиливающаяся конкуренция среди стран Шелкового пути требуют комплексного подхода разработки и реализации мер по устойчивому развитию туризма в стране.


В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ по формированию благоприятных экономических условий и предпосылок для развития национальной сферы туризма, прежде всего в частном секторе, повышения ее конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг, расширения экономического потенциала регионов и их доходной базы, создания новых рабочих мест, а также активного и комплексного продвижения национального туристского продукта на мировых рынках:



1. Утвердить:

Концепцию развития сферы туризма в Республике Узбекистан в период до 2025 года (далее – Концепция) согласно приложению № 1, предусматривающую:

первое – совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туристской деятельности, направленное на формирование благоприятных условий для деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма.

второе – развитие инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры во всех регионах республики, с учетом потребностей и запросов туристов;

третье – развитие транспортной инфраструктуры, расширение внешних и внутренних транспортных маршрутов, повышение качества услуг, предоставляемых на транспорте;

четвертое – развитие системы пассажирских перевозок между странами Центральной Азии;


пятое – диверсификация туристского продукта и услуг, ориентированных на различные сегменты туристского рынка;


шестое – развитие внутреннего туризма, обеспечивающего стимулирование активности субъектов туристской деятельности, ориентированных на удовлетворение потребностей в туристских услугах внутри республики;



седьмое – продвижение туристского продукта Республики Узбекистан на международном и внутреннем туристских рынках;


восьмое – совершенствование системы подготовки специалистов высокой квалификации для туристской отрасли, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов туристской деятельности;

План конкретных мер на 2019 год по реализации Концепции развития сферы туризма в Республике Узбекистан в период до 2025 года (далее – План конкретных мер), согласно приложению № 2.


2. Установить, что Концепция реализуется в семь этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельного ежегодного Плана конкретных мер по ее реализации в соответствии с определяемыми приоритетами развития сферы и выполняемыми целевыми параметрами в течение соответствующего периода.


Предоставить право Координационному совету по развитию туризма, образованный в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 16 августа 2017 года № ПП-3217, вносить изменения в параметры Концепции исходя из выполнения ежегодного Плана конкретных мер.

Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма на основе тщательного изучения итогов выполнения Плана конкретных мер на текущий год разрабатывать и вносить проект Плана конкретных мер на следующий год.


3. Возложить на Координационный совет по развитию туризма, задачи по:

обеспечению качественной разработки и внесению в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Концепции;

координации деятельности министерств, ведомств и других организаций в целях обеспечения безусловного выполнения всех намеченных мероприятий в установленные сроки;

периодическому контролю за ходом реализации министерствами, ведомствами и другими организациями Концепции, а также ежеквартально внесению в Администрацию Президента Республики Узбекистан подробную информацию о ходе реализации настоящего постановления.


4. Министерствам и ведомствам, ответственным за выполнение Плана конкретных мер, а также Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом предоставлять в Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма информацию о ходе их выполнения для последующего внесения в Координационный совет по развитию туризма.

5. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с:

Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике в месячный срок утвердить перечень статистических показателей в сфере туризма для периодического размещения на своих официальных веб-сайтах в качестве открытых данных с целью улучшения индекса страны в престижных рейтингах мира в сфере туризма.

Министерством внутренних дел Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению механизма учета количества внутренних туристов с помощью системы «E-MEHMON»;

6. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Республики Узбекистан, Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по разъяснению целей и задач настоящего постановления.

7. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.





Президент

Республики Узбекистан



Ш. Мирзиёев



Предложения: 0 Показать предложении

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к постановлению Президента

Республики Узбекистан

от «___» _______ 2018 г. № ПП - _____



КОНЦЕПЦИЯ

развития сферы туризма Республики Узбекистан
в период до 2025 года



Концепция развития сферы туризма Республики Узбекистан в период до 2025 года направлена на достижение повышения эффективности проводимых реформ по формированию благоприятных экономических условий и предпосылок для развития национальной сферы туризма, а также разработку приоритетных целей и задач по ускоренному развитию индустрии туризма, повышению ее роли и вклада в экономику, диверсификации и улучшения качества туристских услуг, совершенствованию туристской инфраструктуры.

Глава 1. Анализ текущего состояния сферы туризма

Узбекистан обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом: насчитывается 7,4 тысячи объектов культурного наследия, 209 из них в составе четырех городов-музеев («Ичан калъа в городе Хиве», «Исторический центр города Бухары», «Исторический центр города Шахрисабза» и «Город Самарканд») включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В стране имеются 11 национальных природных парков и государственных заповедников, 12 заказников, 106 музеев, 37 театров, 187 парков культуры и отдыха и много других объектов туризма.

За период 2015-2017 годы экспорт туристских услуг вырос на 33 %  составил 546,9 млн долл. США в 2017 году, а за 9 месяцев 2018 года – 773,4 млн долларов США превысив показатели всего 2017 года на 41%. Среднегодовой темп роста иностранных посетителей до 2016 года за последние пять лет составил 8 %, а в 2017 году рост составил 32,7 % и превысил 2,69 млн человек. По итогам 2018 года ожидается прибытие туристов на уровне 4,8 млн человек, превышающий показатели 2017 года практически в 2 раза. Принимаемые меры по поддержке и защите частного сектора способствовали увеличению количества туристских организаций с 332 в 2015 году до 843 по итогам 9 месяцев 2018 года, а гостиничных хозяйств – с 500 до 869 единиц.

В последние годы были реализованы крупные инвестиционные проекты по развитию туристской инфраструктуры, в числе которых открытие брендовых гостиниц «Lotte City Hotel Tashkent Palace» и «Hyatt Regency Tashkent» в г. Ташкенте, создание культурно-развлекательных парков в городах Андижане, Ургенче, Ташкенте, открытие железнодорожной линии «Ангрен-Пап», электрифицированных железнодорожных линий до городов Карши и Бухары.

Государственная политика в данном направлении нацелена на развитие туризма, чтобы данная сфера в перспективе должна стать одним из локомотивов для ускоренного комплексного развития регионов и их инфраструктуры, содействовать решению таких важнейших социально-экономических задач, как создание сотен тысяч новых рабочих мест, обеспечение диверсификации и ускоренного развития регионов, повышение доходов, уровня и качества жизни населения, увеличение объемов поступления валютной выручки, улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.

Необходимо отметить, что важными факторами, повлиявших на двукратный рост количества прибывающих иностранных туристов в 2018 году стали либерализация визового режима, упрощение правил пребывания в Узбекистане, упрощение ведения предпринимательской деятельности, развитие инфраструктуры в сфере туризма и продвижение туристского потенциала, в числе которых:

дополнительное установление безвизового режима для 9 стран (всего 18), увеличение количества стран для граждан которых применяется упрощенный режим получения въездных виз от 12 до 50;

начало функционирования с 15 июля 2018 г. системы оформления и выдачи электронных въездных виз и введение порядка безвизового въезда, временного пребывания и выезда из Узбекистана через пункты пропуска граждан 101 государства, следующих транзитом через территорию Узбекистана;

упрощение порядка временной регистрации иностранных граждан на территории республики, который полностью переведен на электронный формат через систему «E-MEHMON», по которому право регистрации иностранных граждан предоставлена помимо средствам размещения, лечебным учреждениям, туристским компаниям, владельцам частных квартир и гостевым домам, а также иностранным гражданам, самостоятельно путешествующим по стране через интернет и мобильные приложения.

Для ускоренного удовлетворения спроса иностранных туристов на гостиничных мест и диверсификации услуг по размещению осуществлены следующие практические меры:

упрощены требования к работе хостелов с отменой 22 требований (наличие отдельного входа, емкости с запасом воды, необходимость определенной площади для каждого посетителя), а также упрощен процесс обучения сотрудников хостелов на основе внесения в государственный стандарт, устанавливающий требования к хостелам (низкобюджетное средство размещения), изменений;

создана возможность размещения иностранных туристов в частных квартирах, путем внесения постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая т.г. № 398 в действующем законодательстве изменений и дополнений.

разработан и утвержден упрощенный порядок организации гостевых домах в сельских местностях республики с отменой требования сертификации и установлением минимальных требований к их созданию с целью развития экологического и сельского туризма в стране, расширения видов оказываемых туристам услуг, создания новых рабочих мест для населения в отдаленных сельской местностях.

В целях создания дополнительных условий для развития транспортной инфраструктуры в сфере туризма:

туристические автобусы освобождены от обязательства по сопровождению колонной при условии, что данные автобусы отвечают требованиям безопасности;

отменен запрет на движение туристского автобуса в ночное время;

отменена существовавшая практика обязательного составления территориальными органами внутренних дел акта техосмотра транспортного средства, возобновляемого перед каждой перевозкой местных туристских групп;

упрощена процедура сертификации ввозимых в республику автотранспортных средств туристского класса, предназначенных для перевозки 8 и более человек, вследствие чего в течение 9 месяцев 2018 года парк автотранспортов туристского класса пополнился на 113 единиц (32 автобуса и 81 микроавтобуса).

Все это свидетельствуют о необходимости проведения дальнейшей либерализации визового режима, упрощения порядка пребывания в Узбекистане, развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры, совершенствование транспортной коммуникации и продвижение туристского потенциала для увеличения потока иностранных туристов в республику и соответственно экспорта туристских услуг.

Необходимо отметить, что нынешние показатели развития туризма страны все еще не соответствуют с имеющимся потенциалом республики.

Учитывая, что соседние страны (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) остаются ведущим направляющим туристов в Узбекистан рынком, (более 80 % из общего количество иностранных посетителей) регион Центральная Азия остается приоритетным направлением привлечения туристов. По данному направлению следует обратить внимание на следующие аспекты.

Анализ ситуации на международном рынке туризма показывает, что новые регионы, в частности, Центральная Азия, ранее не признанные в качестве основных туристских направлений, теперь могут активно занимать свою нишу в сегментах рынка. Для этой цели в странах региона имеется большой туристский потенциал, обуславливающийся природным и культурным наследием.

Вместе с тем, успех любого пункта назначения зависит от наличия комбинации нескольких факторов, среди которых доступность имеет ключевое значение для Узбекистана.

В этом плане целесообразно проведение совместной скоординированной работы стран Центральной Азии по следующим направлениям:

увеличение доступности воздушного сообщения для прибытий имеет жизненно важное значение в целях увеличения туристских потоков внутри региона, в частности в Узбекистан. Более открытый рынок авиаперевозок Центральной Азии снизит транспортные расходы и время в пути, что создаст прямые выгоды для правительств, частного сектора и потребителей;

несмотря на то, что во всех странах региона существуют железнодорожные перевозки, существующие дорожные системы, особенно по маршрутам, наиболее привлекательным для туристов, в силу сильной загруженности требует модернизации и увеличения количества рейсов и составов;

аналогично модернизация требуется как в отношении качества автомобильных дорог, так и автобусов, и придорожных услуг.

Вместе с тем, в силу того, что Узбекистан, располагается в центре Центральной Азии, нынешний поток туризма между Азией и Европой отражает один из потенциальных рынков для въездного туризма страны, а также объем потока потенциальных посетителей страны.

По расстоянию, если соседние страны Центральной Азии являются рынком короткого расстояния для республики, а Россия, Турция, Ближний Восток, Западный Китай, Индия и другие представляют собой потенциальные рынки среднего расстояния. По целям поездки, иностранные граждане, планирующие совершить поездку в Азию или на Ближний Восток по культурно-историческому, паломническому, гастрономическому, экологическому, этнографическому и сельскому туризму, являются потенциальными посетителями республики.

В совокупности поток туристов из этих рынков и по вышеназванным целям составил более 100 млн туристов в 2017 году, которые представляют собой потенциальный «пул» туристов, совершивших поездки в пункты назначения, аналогичные Узбекистану по расстоянию и туристскому потенциалу.

Как показывает проведенный критический анализ, на сегодняшний день все еще остается нерешенным целый ряд вопросов в сфере туризма и сопряженных отраслях:

во-первых, требуется совершенствование нормативной базы туристкой отрасли. Так, необходимо сосредоточиться на следующих вопросах:

разбросанность правовой среды с сфере государственной поддержки туристской деятельности;

малочисленность стран, в отношении которых отменено визовый режим и необходимость совершенствования системы выдачи электронных виз;

отсутствие правил оказания туристских услуг, в том числе гостиничных, стандарта по классификации объектов питания и транспорта по уровню комфорта и обслуживания и системы их контроля и др.

во-вторых, ситуация на рынке Узбекистана, оцениваемая международным сообществом как «туристский бум», характеризируется, в первую очередь, стремительно растущим спросом на туристский продукт, и в настоящее время инфраструктура туризма, особенно в так называемый «высокий туристский сезон» (март-июнь, сентябрь-ноябрь), загружена на 100 %, наблюдается нехватка номерного фонда действующих средств размещения.

Вместе с тем, можно наблюдать низкое качество услуг вследствие дефицита гостиниц с международным классом обслуживания; отсутствие объектов инфраструктуры и продуманной системы организации тематического досуга для иностранных туристов в свободное от посещения достопримечательностей время, в том числе в вечернее и ночное время; преобладание в системе общественного питания, особенно в гостиничных ресторанах, однообразных продуктов в меню, что не отвечает международным стандартам и потребностям туристов; неразвитость и плохое состояние сетей санитарно-гигиенических узлов; необходимо формирование комфортной туристской информационной среды (знаков туристской навигации) и информационных центров.

Определенные проблемы имеются и сохранении и охране объектов туристского посещения и культурного наследия (нанесение повреждения многочисленным объектам культурного наследия, в частности святыням, историко-культурным объектам, в результате проведения не соответствующих мировым стандартам ремонтных работ, или же их полное обветшание).

в-третьих, созданием соответствующей туристской инфраструктуры остается открытом вопрос параллельного и соразмерного развития системы перевозок пассажиров в Узбекистане.

В настоящее время в транспортной системе республики не имеются скоординированная политика перевозки пассажиров различными видами транспорта, что снижает доступности страну для туристов.

В частности, на сегодняшний день сектор гражданских авиационных перевозок в Узбекистане характеризуется недостаточностью воздушных соединений, а также высокой стоимостью услуг, что во многом связано
с монопольными позициями НАК «Узбекистон хаво йуллари» и привело к самым медленным темпам роста международных авиаперевозок в регионе (2 %), сокращению внутреннего рынка авиаперевозок (1,9 % ежегодно).

Аналогичная ситуация наблюдается и в системе железнодорожных перевозок АО «Узбекистон темир йуллари», которая характеризуются нехваткой железнодорожных составов и рейсов.

Также, в настоящее время в республике практически отсутствуют регулярные межрегиональные автобусные транспортные маршруты, передвигающие по утвержденному графику.

Кроме того, межрегиональные маршруты имеют неудобную и сложную транспортную логистику. К примеру, между регионами отсутствуют авиасообщения, все авиаперелеты между регионами осуществляются через город Ташкент, что приводит к увеличению транспортных расходов и снижению доступности путешествий между регионами республики.

В данной сфере также можно наблюдать низкий уровень качества услуг, предоставляемых на авиационном, железнодорожном и автомобильном транспорте, неразвитость инженерной инфраструктуры в туристских центрах, практическое отсутствие объектов придорожной инфраструктуры; плохое состояние автомобильных дорог, что приводит к низкой конкурентоспособности национального туристского продукта.

в-четвертых, ограниченные транспортные сообщения в Центральной Азии представляют собой существенное препятствие для развития:

регионального туризма между странами Центральной Азии;

международного туризма в страны Центральной Азии как по отдельности, так и в несколько стран.

в-пятых, сезонность в сфере туризма является одним из ключевых сегодняшних вызовов, от эффективности решения которых зависит дальнейшее развитие отрасли.

В частности наблюдается:

низкий уровень диверсификации предлагаемого туристского продукта и отсутствие услуг, ориентированных на различные сегменты туристского рынка, недостаточное развитие узкоспециальных направлений: паломнического, медицинского, гастрономического, активного, сельского (фермерского) и других видов туризма;

устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);

отсутствие взаимоувязанной программы проведения ярмарок, фестивалей, конкурсов, выставок и других мероприятий (MICE-туризм), привлекающих современных туристов; слабый уровень монетизации туризма.

Предложения: 0 Показать предложении

в-шестых, на сегодняшний день на мировом туристском рынке отсутствует единый национальный туристский бренд, а также бренды отдельных регионов республики.

Также отсутствует систематизированной работы по продвижению туристского потенциала страны, вследствие чего:

недостаточное продвижение на международном рынке национального туристского продукта и региональных брендов;

низкая организация информационной поддержки туристов об имеющемся туристском потенциале (особенно экологического, гастрономического, паломнического туризма);

отсутствует сегментированной работы по привлечению иностранных туристов из приоритетных государств и регионов, в том числе по направлениям: страны мусульманского мира, включая Турцию, Малайзию, Индонезию и страны Персидского залива; страны Юго-Восточной Азии, в частности, Китай, Республика Корея и Япония; страны Европы;

низкий уровень взаимодействия между различными органами государственного управления в данном направлении.

в-седьмых, неэффективная общереспубликанская маркетинговая кампания по пропаганде внутреннего туризма, осведомления населения о туристском потенциале регионов страны и объектов культурного наследия и паломничества; недостаточность принимаемых мер со стороны государственных органов управления и органов исполнительной власти на местах по целевому развитию и поощрению внутреннего туризма, который мог бы компенсировать сезонный фактор международного туризма

в-восьмых, нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма, обусловленная следующими факторами:

отсутствие комплексной многоуровневой системы непрерывного образования в сфере туризма;

продолжение применения в профильных высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях устаревших учебных планов и программ, нехватка инновационных технологий и методического обеспечения, вследствие чего отставания от мировых стандартов;

необходимость внедрение современных методов управления человеческими ресурсами;

недостаточная поддержка и стимулирование новых идей «стартапов».

\
Глава 2. Цели, видение и задачи развития сферы туризма

Цели развития сферы туризма Республики Узбекистан в период до 2025 г. направлены на превращение туризма в стратегическую отрасль национальной экономики путем диверсификации и улучшения качества туристских услуг, совершенствования туристской и сопутствующей инфраструктуры, в том числе посредством привлечения инвестиций, проведения эффективной рекламно-маркетинговых работ, а также повышение конкурентоспособности национальной туристской отрасли, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан Узбекистана и иностранных посетителей в туристских услугах.

Ключевое видение туристской отрасли состоит:

в период до 2020 года: институциональные реформы по созданию прочной законодательной основы развития туризма, развитие инфраструктуры и продвижение туристского потенциала страны.

в период до 2025 года планируется увеличение доли индустрии туризма в экономике страны. В данном направлении поставлена цель увеличение доли туризма в ВВП страны до 5 % (по итогам 2017 года – 2,3%). Развивая достаточную инфраструктуру и успешно продвигая туристский потенциал республики на мировых рынках, нет причин, по которым мы не смогли бы привлечь более 7 млн. туристов по итогам 2025 года.

в период до 2030 года туризм в Узбекистане не ограничится достижениями в национальной экономике, а может выйти на региональный и мировой рынки туристских услуг как один из наиболее конкурентоспособных субъектов.

Цели государственной политики в сфере туризма достигаются посредством решения следующих задач:

- создание благоприятных экономических и организационно-правовых условий для его интенсивного и эффективного развития как одной из стратегических отраслей экономики страны;

- создание сбалансированного рынка туристских услуг на основе приоритетного развития въездного и внутреннего туризма;

- обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов (экскурсантов) при организации туристских услуг;

- комплексное развитие всех регионов и сопряженных отраслей экономики для обеспечения устойчивого роста доли сектора туризма в ВВП страны, доходов местных и государственного бюджетов, создания новых рабочих мест и повышения уровня и качества жизни населения;

- формирование современного туристского комплекса республики, позволяющего наиболее полно использовать имеющийся огромный потенциал для развития различных видов туризма;

- формирование представления о Республике Узбекистан как о стране, благоприятной для туризма.

Глава 3. Инструменты и механизмы по развитию
сферы туризма

Исходя из целевых задач и приоритетов в сфере туризма на краткосрочную перспективу в предстоящие годы предусматривается активное использование следующих инструментов и механизмов для их достижения:

1) совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туристской деятельности, направленное на формирование благоприятных условий для деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма, в том числе:

разработка проекта Закона Республики Узбекистан «О поддержке туристской деятельности», предусматривающий укрепление законодательной основы деятельности субъектов сферы туризма, объединение в единый документ нормы по государственной поддержке субъектов предпринимательства в сфере туризма;

осуществление на поэтапной основе мероприятий по дальнейшей либерализации визового режима для граждан экономически стабильных и безопасных государств, обеспечивающих основной поток туристов в республику;

реализация адресных мер по привлечению частного сектора и стимулированию предпринимательской активности в сфере туризма, обеспечение для этого необходимых предпосылок и условий, создание и поддержание эффективного уровня конкуренции на туристском рынке;

рассмотрение в качестве одного из основных механизмов реализации концепции государственно-частного партнерства как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного сектора с целью создания объектов туристской инфраструктуры и организации оказания туристам услуг.

Реализация вышеуказанных мер позволит обеспечить приведение отечественной нормативно-правовой базы к международным стандартам и нормам, сформировать благоприятные условия для развития туристской отрасли, обеспечить эффективное использование экономических ресурсов для повышения роли отрасли туризма в экономике, в том числе обеспечить в 2025 году рост экспорта туризма с 951 млн. долл. США до 2 млрд долл. США.

2) развитие инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры во всех регионах республики, с учетом потребностей и запросов туристов, в том числе:

разработка мер по комплексному развитию туристской индустрии на всей территории республики, включающих в себя не только строительство новых и реконструкцию действующих средств размещения, но и развитие сопутствующей инфраструктуры (объектов общественного питания, транспортно-логистических структур, индустрии развлечений, учреждений культуры и спорта, объектов туристского показа и другие), с учетом параметров туристского спроса по видам туризма и характера туристского предложения;

максимальное упрощение механизма реализации проектов по строительству гостиниц и других объектов туристской инфраструктуры, предусматривающее частичное субсидирование со стороны государства проектов строительства и реконструкции гостиниц, создание для предпринимателей в гостиничном бизнесе мотивационных условий для повышения качества своих услуг, а также стимулирование привлечения всемирно известных брендов гостиничного бизнеса в Узбекистан;

поэтапное развитие сферы средств размещения: на первом этапе развития средств размещения – сосредоточение на приватизации, а также на реконструкции и модернизации существующих отелей; на последующем этапе – завершение модернизации действующих гостиниц и придание приоритета строительству новых гостиниц на туристских регионах на основании программ развития туризма (в том числе различных его видов) и вытекающих из него количественных расчетах по привлечению туристов;

стимулирование предпринимательской активности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в сфере оказания гостиничных услуг (мини-гостиницы, мини-отели, хостелы, гостевые дома и другие), в том числе создание нормативной основы и благоприятного условия для организации и развития услуг по размещению на основе сдачи в аренду частных домов, квартир и комнат, с целью ускоренного увеличения номерного фонда средств размещения;

создание уличной инфраструктуры в крупных городах, туристско-рекреационных центрах, с учетом современных международных стандартов (подъездные пути, указатели и вывески, тротуары, малые архитектурные формы, санитарно-гигиенические узлы, элементы благоустройства для людей с ограниченными возможностями);

внедрение и развитие единой унифицированной системы туристской навигации, установку унифицированных указателей туристской навигации на улицах, в местностях, внутри зданий и сооружений, являющихся объектами туристского показа, на средствах транспорта, транспортных узлах, автомобильных дорогах;

обеспечение реконструкции инженерно-коммуникационной инфраструктуры в туристских центрах, объектах и на маршрутах с обязательным применением международных стандартов

Реализация вышеуказанных мер позволит:

развить гостиничную и сопутствующую инфраструктуру, соответствующую международным стандартам, за счет увеличения количества туроператоров – с 860 до 1676 ед. и других субъектов сферы туризма, а количество средств размещения – с 850 до 1 600;

обеспечить разнообразие качественных туристских услуг, увеличение расходов каждого иностранного туриста во время путешествия по стране минимум;

обеспечить привлечение крупных игроков (брендов) туристского рынка и увеличения притока иностранных инвестиций в развитие гостиничных услуг и услуг общественного питания.

3) развитие транспортной инфраструктуры, расширение внешних и внутренних транспортных маршрутов, повышение качества услуг, предоставляемых на транспорте, включая:

разработку и реализацию мер по оптимизации тарифов для иностранных туристов, путешествующих по территории Республики Узбекистан, в том числе авиа- и железнодорожных перевозок;

реструктуризация национальной авиакомпании в несколько конкурирующих компаний, отделяющих авиацию, управление аэропортами и регулирующий орган авиации (в мировом практике не существует развитая страна, где национальная авиакомпания управляет аэропортами);

проработку возможности привлечения крупных международных авиаперевозчиков, организации бюджетных авиаперевозок (по системе «лоукостер»);

развитие авиасообщений между регионами республики (в настоящее время все авиаперелеты между регионами осуществляются через город Ташкент);

совершенствование существующих и строительство новых железнодорожных путей, расширение использования новых высокоскоростных электропоездов;

реконструкцию существующих и строительство новых международных аэропортов, оснащенных необходимыми службами и объектами в соответствии с международными стандартами;

мониторинг состояния и уровня комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов, периодическое обновление подвижного состава транспортных средств с целью оказания качественных транспортных услуг

Реализация вышеуказанных мер позволит:

расширить географию полетов и прямых рейсов в исторические города страны как в рамках увеличения международных рейсов, так и внутренних, а также повысить конкуренцию между авиалиниями и снизить стоимость авиаперелетов для последующего достижения снижения стоимости авиабилетов в общей стоимости туристских пакетов до 100 – 150 долл. США;

обеспечить удобную и доступную транспортную логистику, включающую воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт, создание комфортных условий при прибытии туристов в аэропортах и вокзалах, а также во время путешествий между городами;

создать благоприятные условия для комфортного путешествия туристов по стране за счет реализации государственных целевых программ по строительству и реконструкции железнодорожных и автомобильных дорог

4) развитие транспортной коммуникации в Центральной Азии с созданием гармонизированной системы транспортной коммуникации между странами региона, что предусматривает:

формирование программы развития пассажирских перевозок в Центральной Азии, утверждаемый межгосударственным соглашением, предусматривающее:

а) обязательное налаживание регулярного транспортного сообщения (воздушное, железнодорожное и наземное (автобусное) между крупными городами стран Центральной Азии;

б) налаживание авиасообщение между столичными городами региона как минимум один раз в день;

в) организацию удобных стыковок между различными видами транспортного сообщения в первую очередь между регионами страны, а также столичными и основными городами соседних стран;

совершенствование существующих и строительство новых автодорог республиканского и регионального значения от пунктов пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан, соединяющих туристские центры и ключевые места туристского интереса, включая реконструкцию и строительство придорожной инфраструктуры (объектов сервисного обслуживания, пунктов общественного питания, технического обслуживания, медицинские пункты).

Реализация вышеуказанных мер позволит:

обеспечить удобную и доступную транспортную логистику регионе, включающую воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт, создание комфортных условий при осуществления путешествий между странами региона;

расширить географию полетов и прямых рейсов в как между городами республики, так и стран региона;

превратить Узбекистан в крупный региональный транспортный «хаб» в сфере пассажирских перевозок

5) принятие комплексных мер предусматривающих устранение сезонного фактора путем диверсификации туристского продукта и услуг, ориентированных на различные сегменты туристского рынка, с целью обеспечения:

систематизации туристских маршрутов и проведение их паспортизации, а также формирование единой информационной базы маршрутной сети и объектов туристского показа Республики Узбекистан;

разработки новых туристских программ (с учетом потенциальных видов туризма – паломничества, познавательного, экологического, этнографического, гастрономического, спортивного, лечебно-оздоровительного, сельского (фермерского), индустриального, делового и других) для создания разнообразного, привлекательного и конкурентоспособного в разное время года туристского продукта Республики Узбекистан, в том числе путем создания в регионах страны тематических туристских зон и туристских кластеров;

разработки и реализации программных мероприятий по производству современной конкурентоспособной ремесленно-сувенирной продукции;

формирование программы развития MICE-туризма предусматривающую создание специального подразделения по развитию туризма с объединением в него крупных гостиниц, транспортных компаний, турфирм и других учреждений в качестве членов, разработку каждым министерством и ведомством программы проведения MICE-мероприятий международного и местного значения и др.

Реализация вышеуказанных мер позволит:

повысить привлекательность предлагаемых туров путем насыщения их событийными мероприятиями и совмещения различных видов туризма, увеличения средней продолжительности туров по стране минимум на двое суток с доведением до 8 суток, а по городам на 3 суток с действующих 1,5-2,0;

обеспечить устойчивое развитие туризма и достижение повторных визитов посетителей в страну.

6) развитие внутреннего туризма, обеспечивающего стимулирование активности субъектов туристской деятельности, ориентированных на удовлетворение потребностей в туристских услугах внутри республики, предполагает:

совершенствование механизма реализации Программы «Узбекистон буйлаб саёхат кил» в целях вовлечения широких слоев населения в сферу потребления туристско-экскурсионных услуг, возрождения массового характера внутреннего туристского движения, использования эффекта масштаба при производстве туристских услуг и смягчения сезонной неравномерности;

разработку и реализацию программ социального, культурно-познавательного, патриотического, экологического, этно-культурного и сельского туризма;

внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования

Реализация вышеуказанных мер позволит:

эффективно использовать внутренние ресурсы для формирования качественного туристского продукта, снижения зависимости от сезонных факторов и повышения загруженности гостиниц не в сезонные месяцы года;

расширить поток внутренних туристов между регионами с увеличением их количества практически в 2 раза – с 10 000 тыс. до 19 000, тыс. в год.

7) продвижение туристского продукта Республики Узбекистан на внутреннем и внешнем туристских рынках предполагает:

разработку единого национального туристского бренда Республики Узбекистан, а также основывающиеся на нем туристские бренды регионов, исходящие из специфики каждого региона;

разработку эффективной стратегии по продвижению национального туристского продукта, преимущественно сосредоточенной на ключевых направляющих туристских рынках и носящей стабильный характер;

поддержку и консолидацию профильной выставочной деятельности в Республике Узбекистан с целью создания на отечественном туристском рынке одной из крупнейших мировых туристских выставок;

проведение имиджевой рекламно-информационной кампании как в Узбекистане, так и за рубежом, участие с единым национальным стендом в крупнейших международных профильных и иных выставках и ярмарках, в целях широкой презентации туристских возможностей республики;

подготовку некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции для распространения ее на крупнейших международных туристских ярмарках, выставках и через дипломатические представительства Республики Узбекистан в зарубежных странах;

усиление работы по продвижению туристского продукта в интернет-пространстве, включая размещение информации посредством поискового маркетинга, баннеров на специализированных веб-сайтах, мобильной рекламы,
а также создание специализированной онлайн-платформы, отражающей все туристские предложения по Узбекистану и предоставляющей функции онлайн-бронирования;

стимулирование участия туристских организаций в продвижении своих турпродуктов на международном рынке, в том числе за счет частичного субсидирования участия в международных туристских выставках;

проведение иных тематических и целевых акций, в том числе информационная поддержка фестивалей, проводимых в стране, презентации новых туристских направлений за рубежом, организацию информационных туров для представителей зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также налаживание сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями;

организацию информационных центров по республике, предоставляющих на бесплатной основе обширную туристскую информацию, в том числе об имеющихся возможностях бронирования, приобретения сувениров, книг и туристских карт, в особенности в аэропортах и на железнодорожных вокзалах.

Реализация вышеуказанных мер позволит:

повысить узнаваемость Узбекистана как страны с развитой туристской индустрией и богатым туристским потенциалом;

обеспечить освоение новых потенциальных рынков, увеличить в два раза количество заключенных с новыми зарубежными туристскими компаниями договоров по привлечению туристов в Узбекистан;

увеличить количество иностранных туристов с 4,8 млн до прогнозных 7,2 млн человек в год.

8) совершенствование системы подготовки специалистов высокой квалификации для туристской отрасли, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов туристской деятельности предусматривает:

проведение независимой оценки квалификации кадров и выпускников профессиональных образовательных учреждений в сфере туризма;

создание целостной общенациональной многоуровневой системы непрерывного профессионального образования в сфере туризма (подготовка, переподготовка, повышение квалификации), отвечающей международным требованиям;

усовершенствование квалификационных требований к преподавательскому составу с учетом внедрения модернизированных государственных образовательных стандартов, учебно-методических программ, передовых образовательных и информационно-коммуникационных технологий;

расширение инвестиций в совершенствование учебных программ и учебников, особенно в системе среднего специального, профессионального образования, в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих эффективными навыками и знаниями в сфере туризма, соответствующими изменяющимся требованиям рынка труда;

разработку стандартов, устанавливающих обязательные квалификационные требования к работникам туристской отрасли, непосредственно оказывающим туристские услуги (гиды, инструкторы-проводники, работники субъектов туристской деятельности, организаций общественного питания, транспорта и др.) в сфере въездного и внутреннего туризма;

открытие филиалов ведущих международных высших учебных заведений, подготавливающих специалистов в сфере туризма.

Глава 4. Ожидаемые результаты

В результате реализации Концепции ожидается:

увеличение объемов производства услуг в сфере туризма за счет ежегодного роста количества иностранных туристов, посещающих Республику Узбекистан, и субъектов туристской деятельности будет способствовать росту экспорта туристских услуг с 951 млн. долл. США по итогам 2018 года до прогнозных 2 млрд  долл. США в 2025 году;

удовлетворение потребностей различных категорий граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям будут способствовать росту въезда в Республику Узбекистан иностранных посетителей до прогнозных 7,2 млн. чел. в 2025 году;

расширение потока внутренних туристов между регионами с увеличением их количества практически в 2 раза – с 10 000 тыс. до 19 000, тыс. в год.

увеличения количества гостиниц и других средств размещения с 850 в 2018 году до прогнозных 1 600 в 2025 году, туристских организаций с 860
в 2018 году до прогнозных 1676 в 2025 году.

Глава 4. Контроль за реализацией Концепции

Системный контроль министерствами, ведомствами и другими организациями за ходом реализации Концепции, общая координация, оперативное рассмотрение и решение проблемных вопросов, препятствующих развитию туризма в республике, будет осуществляться Координационным советом по развитию туризма.

Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма в качестве рабочего органа Координационного совета по развитию туризма будет осуществлять мониторинг за ходом реализации Концепции в установленные сроки.

Отчеты о ходе реализации Концепции будут заслушиваться на ежеквартальных заседаниях Координационного совета по развитию туризма, с принятием мер по обеспечению качественного и безусловного выполнения всех намеченных мероприятий, заслушивания отчетов и рассмотрения ответственности руководителей министерств, ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента.

Комментариев нет:

Отправить комментарий