О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УКРЕПЛЕНИЮ ПЛАТЕЖНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ ПОСТАВКИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ПРИРОДНОГО ГАЗА, А ТАКЖЕ КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
29.05.2017
Указ
Президента Республики Узбекистан
Одними
из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране масштабных
реформ, направленных, прежде всего, на ускоренное развитие всех отраслей
экономики, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности,
расширение производства и сферы услуг являются модернизация и технологическое
переоснащение топливно-энергетического комплекса, создание действенных
механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и
потребления электрической энергии и природного газа (далее – энергоресурсы), а
также исполнения судебных актов и актов иных органов.
Вместе с
тем накопившиеся в данных сферах существенные недостатки и проблемы не
способствуют кардинальному сокращению дебиторской задолженности за
энергоресурсы и, как следствие, дальнейшему развитию электроэнергетической и
газовой отраслей, повышению эффективности исполнительного производства. В их
числе:
первое,
в результате не принятия достаточных мер поставщиками не обеспечивается должный
уровень соблюдения договорных обязательств потребителями, большинство из
которых систематически не осуществляет расчет за потребленные энергоресурсы;
второе,
затягивание сроков внедрения автоматизированных систем контроля и учета
потребления энергоресурсов крайне негативно влияет на обеспечение достоверного
учета объемов поставки, потребления и осуществления своевременных
взаиморасчетов;
третье,
медленные темпы обновления изношенных линий электропередач, трансформаторных
подстанций и пунктов, газопроводов и соответствующей инфраструктуры приводят к
увеличению технологических потерь и систематическим перебоям с поставкой
энергоресурсов, особенно на местах;
четвертое,
остается на низком уровне развитие современных систем электронных платежей,
позволяющих в режиме онлайн отслеживать состояние задолженности за
энергоресурсы;
пятое,
отсутствие должного ведомственного контроля со стороны АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»
за организацией работы контролеров приводит к чрезмерному росту дебиторской
задолженности;
шестое,
подача в суды зачастую «шаблонных» заявлений о взыскании несуществующей
задолженности без принятия практических мер по отключению должников от
электрических и газовых сетей свидетельствует о формальном подходе поставщиков
к организации работы по взысканию платежей за энергоресурсы;
седьмое,
имеющиеся серьезные упущения в организации деятельности Судебного департамента
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Судебный департамент)
отрицательно сказываются на эффективности исполнительного производства, о чем
также свидетельствуют показатели фактического взыскания, которые в 2016 году
составили лишь 45 процентов;
восьмое,
низкий уровень межведомственного взаимодействия и внедрения в деятельность
Судебного департамента современных информационно-коммуникационных технологий
негативно отражается на обеспечении достоверности учета исполнительных
документов, безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов;
девятое,
в результате недостатков в работе по укреплению законности и исполнительской
дисциплины в период 2016 года и I квартала 2017 года за совершенные
правонарушения привлечены к уголовной ответственности 665 сотрудников АО «Узбекэнерго»
и АК «Узтрансгаз», 36 сотрудников Судебного департамента.
Непринятие
действенных мер по решению назревших проблем в сфере электро- и газоснабжения
является сдерживающим фактором ускоренного развития всех отраслей экономики,
модернизации и технологического переоснащения топливно-энергетического
комплекса, повышения инвестиционной привлекательности и деловой активности,
расширения производства и сферы услуг, создания новых рабочих мест, обеспечения
энергетической безопасности страны.
В
соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям
развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в целях дальнейшего
совершенствования системы управления, механизмов контроля и учета, укрепления
платежной дисциплины, усиления ответственности в сфере электро- и
газоснабжения, коренного повышения эффективности исполнительного производства:
1.
Создать Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики
Узбекистан (далее – Бюро).
2.
Основными задачами Бюро определить:
обеспечение
безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов, ведение
достоверного учета исполнительных документов, взысканных средств,
предупреждение фактов волокиты и злоупотреблений в исполнительном производстве;
выявление,
пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к
электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям;
обеспечение
полноты и своевременности платежей за энергоресурсы, сокращения задолженности
потребителей;
проведение
мониторинга за процессами внедрения современных автоматизированных систем
контроля и учета потребления энергоресурсов, а также альтернативных источников
энергии;
участие
в осуществлении учета сбыта и потребления энергоресурсов;
принятие
мер по повышению ответственности и правовой культуры потребителей
энергоресурсов;
проведение
комплексного анализа, выявление системных проблем, выработку предложений по
совершенствованию системы принудительного исполнения, обеспечения расчетов за
энергоресурсы;
ведение
производства по делам об административных правонарушениях, осуществление
дознания и оперативно-розыскной деятельности в порядке, установленном
законодательством.
3.
Установить, что:
задачи,
функции и полномочия упраздняемого Судебного департамента, предусмотренные
Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных
органов» и другими актами законодательства, передаются Бюро;
принудительное
исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется государственными
исполнителями Бюро;
на
должности государственных исполнителей Бюро назначаются лица, имеющие высшее
или среднее специальное юридическое образование, в отдельных случаях – лица,
имеющие высшее образование иной специальности, на другие должности Бюро – также
лица, имеющие высшее или среднее специальное образование иной специальности
(экономисты, финансисты, инженеры и другие);
государственные
органы, в том числе правоохранительные и контролирующие структуры, обязаны
оказывать всестороннее содействие Бюро в выполнении возложенных на него задач и
функций в соответствии с настоящим Указом.
4.
Предоставить Бюро и его территориальным подразделениям право при осуществлении
задач в сфере поставки и потребления энергоресурсов:
осуществлять
проверки полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности
осуществления расчетов за энергоресурсы, в том числе хозяйствующими субъектами,
без согласования с Республиканским советом по координации деятельности
контролирующих органов;
выставлять
обязательные для исполнения инкассовые поручения о бесспорном взыскании
задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей –
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – потребители –
юридические лица);
направлять
работодателям обязательные для исполнения требования об удержании с заработной
платы работников – потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы в
сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы;
истребовать
от министерств, ведомств, других организаций и граждан сведения, необходимые
для осуществления контроля и мониторинга потребления, полноты и своевременности
оплаты за энергоресурсы;
направлять
физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о
погашении задолженности за энергоресурсы;
применять
в установленном порядке к юридическим лицам финансовые санкции за нарушения в
сфере поставки и потребления энергоресурсов;
вносить
в министерства, ведомства, другие организации, в том числе в органы
самоуправления граждан, представления об устранении причин и условий,
способствующих совершению правонарушений в сфере поставки и потребления
энергоресурсов, а также о принятии мер общественного воздействия в отношении
потребителей, систематически не осуществляющих расчеты за энергоресурсы;
отключать
потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного
осуществления расчетов за энергоресурсы, неисполнения предписаний Бюро, а также
при выявлении фактов хищений, незаконных подключений к электрическим,
газотранспортным и газораспределительным сетям;
подключать
потребителей, ранее отключенных от электрических и газовых сетей, при осуществлении
полного расчета и устранении нарушений правил пользования энергоресурсами;
принимать
в установленном законодательством порядке меры по привлечению виновных лиц к
ответственности за правонарушения в сфере пользования энергоресурсами;
проводить
мониторинг состояния исправности приборов, системы контроля и учета потребления
энергоресурсов.
Генеральной
прокуратуре Республики Узбекистан принять комплекс мер по повышению
эффективности надзора над безусловным соблюдением принципа неотвратимости ответственности
за правонарушения в сфере поставки, потребления и осуществления взаиморасчетов
за энергоресурсы, а также ответственности и правовой культуры потребителей
энергоресурсов.
5.
Упразднить Судебный департамент с передачей в Бюро высвобождаемой 1 301 штатной
единицы, финансируемой за счет средств Государственного бюджета Республики
Узбекистан.
Министерству
юстиции Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить передачу на баланс
Бюро зданий, средств и других материально-технических ценностей, находящихся на
балансе и используемых Судебным департаментом.
Установить,
что Бюро является правопреемником упраздняемого Судебного департамента по его
правам, обязательствам и договорам.
6.
Одобрить предложения Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции,
Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго»
и АК «Узтрансгаз»:
о
сокращении 6 562 штатных единиц электромонтеров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго»
и 4 255 штатных единиц контролеров по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз»;
об
образовании Фонда развития Бюро принудительного исполнения (далее – Фонд).
Определить
источниками формирования Фонда:
10
процентов средств, поступающих от реализации энергоресурсов потребителям
республики;
8
процентов средств, поступающих от реализации имущества, изъятого
уполномоченными органами и обращенного в доход государства, а также от
взыскания налоговой задолженности (за исключением государственной пошлины) за
счет реализации имущества должника;
80
процентов средств исполнительского сбора, взыскиваемого государственными
исполнителями;
80
процентов сумм штрафов, налагаемых и взыскиваемых работниками Бюро;
другие
доходы, не запрещенные законодательством.
Установить,
что:
содержание
Бюро осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики
Узбекистан и Фонда;
порядок
расчета средств, предусмотренных в абзаце пятом настоящего пункта, определяется
Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом Республики
Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»;
эксплуатация,
техническое обслуживание и ремонт оборудования, линий электропередач, газовых
сетей, приборов учета энергоресурсов, а также устранение неисправностей на
соответствующей территории осуществляются непосредственно АО «Узбекэнерго» и АК
«Узтрансгаз».
7. Определить,
что в сфере поставки и потребления энергоресурсов:
а) Бюро
несет ответственность за:
обеспечение
полноты и своевременности поступления платежей за энергоресурсы, сокращение
задолженности потребителей;
выявление,
пресечение и предупреждение фактов незаконного потребления энергоресурсов, а
также расхождений между объемами потребления энергоресурсов непосредственно
потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих
участков;
внесение
предложений по механизму устранения выявленных расхождений и принятие мер по
привлечению к ответственности виновных лиц;
б) АО «Узбекэнерго»
и АК «Узтрансгаз» несут ответственность за:
обеспечение
потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными договорами;
достоверность
отчетов и информации об объемах реализованных энергоресурсов, сведений о
дебиторской и кредиторской задолженностях;
осуществление
эксплуатации и ремонтного обслуживания электро- и газораспределительных сетей и
другой сопутствующей инфраструктуры, связанной с поставкой энергоресурсов
непосредственно до границ раздела с потребителями;
замену,
установку и эксплуатационное обслуживание приборов учета потребления
энергоресурсов, установленных потребителям, а также совместно с Бюро их
опломбировку;
выдачу
технических условий, производство подключения новых потребителей к
электрическим и газовым сетям в установленном порядке;
отключение
отдельных потребителей электрической энергии от сетей напряжением 6-10 кВ и выше
по обязательному предписанию
Бюро в
установленном порядке.
Установить,
что АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» ежемесячно предоставляют в Бюро сведения
о наличии расхождений между объемами потребления энергоресурсов непосредственно
потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих
участков, на основе которых Бюро совместно с предприятиями электро- и
газоснабжения в установленном порядке принимаются меры по выявлению причин
образования расхождений.
8.
Ввести с 1 июля 2017 года порядок, в соответствии с которым:
потребители
– физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет
за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце;
при
наличии задолженности по истечении срока, указанного в абзаце втором настоящего
пункта, потребители – физические лица подлежат обязательному отключению от
электрических и газораспределительных сетей в установленном порядке;
поставка
энергоресурсов потребителям, за исключением указанных в абзаце втором
настоящего пункта, осуществляется на основе 100-процентной предоплаты. В случае
неосуществления предоплаты, к данным потребителям применяются меры, вплоть до
полного отключения от электрических и газораспределительных сетей;
при
повторном подключении ранее отключенных от электрических и газовых сетей
потребителей - физических лиц взимается плата в размере 2 минимальных размеров
заработной платы, потребителей – юридических лиц – 10 минимальных размеров
заработной платы с зачислением средств на счета организации, осуществившей
повторное подключение;
потребитель
несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и исправность приборов учета
потребления энергоресурсов;
реализация
энергоресурсов отдельным категориям потребителей, производящих высоколиквидную
и (или) экспортоориентированную продукцию, осуществляется по рыночным ценам, но
не ниже экспортных, перечень которых ежегодно утверждается Кабинетом Министров
Республики Узбекистан.
9.
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
в
двухмесячный срок по результатам критического изучения принять комплекс мер по
совершенствованию порядка учета и контроля поставки и потребления тепловой
энергии, вырабатываемой предприятиями АО «Узбекэнерго»;
в срок
до 1 августа 2017 года обеспечить урегулирование задолженностей за энергоресурсы,
в том числе между предприятиями стратегических отраслей экономики,
образовавшейся до 1 июля 2017 года;
в
трехмесячный срок внести предложения по реорганизации деятельности ГИ «Узгосэнергонадзор»
и ГИ «Узгоснефтегазинспекция», в том числе с учетом положений настоящего Указа.
10.
Определить, что действующие работники Судебного департамента, а также
электромонтеры по работе с потребителями АО «Узбекэнерго», контролеры по учету
и реализации природного газа АК «Узтрансгаз», штатные единицы которых сокращаются
в соответствии с настоящим Указом, осуществляют в период организации Бюро
выполнение функциональных обязанностей с учетом сохранения за ними условий
оплаты труда за счет средств вышеуказанных организаций до прекращения трудовых
договоров в установленном порядке.
11.
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в месячный срок разработать и
внести:
проект
постановления Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности
Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики
Узбекистан»;
проект
постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении
Положения о Фонде развития Бюро принудительного исполнения».
12. АО «Узбекэнерго»
и АК «Узтрансгаз»:
с 1 июня
2017 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и
коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить постоянный доступ Бюро к
действующим программным продуктам по учету реализации энергоресурсов;
в срок
до 1 июля 2017 года предоставить в Бюро персональный список всех потребителей,
имеющих задолженность за энергоресурсы, в разрезе районов (городов), в том
числе акты сверки задолженности с потребителями – юридическими лицами, по
состоянию на 1 июня 2017 года;
в срок
до 1 июля 2017 года совместно с Центральным банком Республики Узбекистан
внедрить систему аккумулирования средств, поступающих от реализации
энергоресурсов, на единых банковских расчетных счетах, обеспечивающих ведение
достоверного учета поступлений и осуществление Бюро мониторинга за движением
денежных средств;
в срок
до 1 августа 2017 года обеспечить оснащение помещений, в которых установлены
приборы учета производства, транспортировки и распределения энергоресурсов,
камерами видеонаблюдения, позволяющими Бюро осуществлять дистанционный контроль
за несанкционированным вмешательством;
в срок
до 1 октября 2017 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан
предложения по совершенствованию системы контроля и учета поставки и
потребления энергоресурсов в местах их непосредственного распределения;
в срок
до 1 января 2018 года установить на точках учета производства, транспортировки
и распределения энергоресурсов автоматизированную систему фиксации показаний
приборов учета и их состояния с передачей данных в Бюро для осуществления
мониторинга за объемами производства, транспортировки и распределения
энергоресурсов, а также обеспечить их стабильную работу.
13.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города
Ташкента, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Государственному
комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и
государственному кадастру, Государственному налоговому комитету, АО «Узбекэнерго»,
АК «Узтрансгаз», ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», ГИ «Саноатгеоконтехназорат»,
Бюро совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок
до 1 января 2019 года произвести полную инвентаризацию жилого и нежилого фонда,
предусматривающую:
установление
наличия кадастровых документов, проектной документации, договоров, схем
подключения и иных необходимых документов, приборов учета, их исправности и
соответствия нормативно-техническим требованиям, регистрации потребителя в
биллинговой системе;
выявление
реального объема потребления энергоресурсов и его соответствия объемам,
предусмотренным в договорах, а также произведенным платежам;
подготовку
единых электронных паспортов объектов жилого и нежилого фонда, содержащих
сведения о владельцах, кадастровых данных, коммуникациях и строениях;
внесение
по итогам инвентаризации необходимых уточнений в соответствующие базы данных
министерств и ведомств.
Установить,
что в ходе проведения инвентаризации министерства и ведомства, указанные в
абзаце первом настоящего пункта, обеспечивают принятие необходимых мер и
оказывают всестороннее содействие в устранении выявленных недостатков.
14.
Установить порядок, в соответствии с которым Государственный комитет Республики
Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному
кадастру и его территориальные подразделения в трехдневный срок после
государственной регистрации прав на недвижимость направляют в предприятия
электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, автоматизированные телефонные станции
информацию о собственнике недвижимого имущества.
Государственному
комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному
кадастру, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по
развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго»,
АК «Узтрансгаз» в трехмесячный срок унифицировать ведомственные базы данных
собственников недвижимого имущества.
Министерству
жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных
технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»
в двухмесячный срок после унификации ведомственных баз данных обеспечить
переоформление договоров с потребителями.
15.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с
Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго»,
АК «Узтрансгаз», другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести
в Кабинет Министров:
в
двухмесячный срок проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий
создание Единой биллинговой системы жилищно-коммунального обслуживания, услуг
электро- и газоснабжения, предоставляющей достоверную информацию о состоянии
взаиморасчетов с потребителями и интегрированной с электронными платежными
системами, а также внедрение единого индивидуального номера абонента;
в срок
до 1 октября 2017 года предложения по созданию Единой системы межведомственного
электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, ее поэтапной
интеграции с базами данных соответствующих ведомств о задолженности физических,
юридических лиц и их имущественном положении.
16.
Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан, ГИ «Узгосэнергонадзор»
и ГИ «Узгоснефтегазинспекция» совместно с Бюро с учетом изучения передового
зарубежного опыта в двухмесячный срок утвердить порядок определения потерь при
поставке, транспортировке, распределении и сбыте энергоресурсов.
17.
Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития
возобновляемых источников энергии (А.Н.Арипов) совместно со Счетной палатой
Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить:
критическое
изучение реализации Программы мер по сокращению энергоемкости, внедрению
энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на
2015–2019 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от
5 мая 2015 года № ПП-2343;
внесение
предложений об ответственности должностных лиц, виновных в непринятии мер по
обеспечению своевременного и качественного исполнения предусмотренных в данной
программе мероприятий;
подготовку
обновленной программы по внедрению энергосберегающих технологий в отраслях
экономики и социальной сфере, обратив особое внимание на:
широкое
внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, в
том числе обязательное включение их в проекты жилищного строительства в городах
и сельской местности;
меры
материального стимулирования физических и юридических лиц, использующих
альтернативные источники энергии;
повышение
эффективности деятельности Международного института солнечной энергии;
разработку
комплексных мер по пропаганде среди населения бережного отношения к
энергоресурсам, использования энергосберегающих технологий и альтернативных
источников энергии.
Кабинету
Министров в месячный срок внести в установленном порядке в Законодательную
палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законов «Об альтернативных
источниках энергии», «О газоснабжении» с учетом положений настоящего Указа.
18. АО «Узбекэнерго»,
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству
экономики, Министерству финансов, Агентству «Узстандарт», Счетной палате,
Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом Республики
Узбекистан по инвестициям, АК «Узэлтехсаноат», другими заинтересованными министерствами
и ведомствами:
в
месячный срок провести всестороннюю экспертизу реализуемых проектов по
внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии с
учетом унификации их технических характеристик для интеграции в единую автоматизированную
систему контроля и учета электрической энергии;
согласовать
с международными финансовыми институтами-донорами вопросы внесения изменений в
технические характеристики реализуемых с их участием проектов по внедрению
автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии, а также
возможности локализации производства единых по техническим параметрам
современных электронных приборов учета потребления электрической энергии;
по
результатам согласования в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров
Республики Узбекистан план-график, предусматривающий полное внедрение
автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии до 1 января
2019 года.
19. НХК «Узбекнефтегаз»,
ГИ «Саноатгеоконтехназорат», Министерству по развитию информационных технологий
и коммуникаций, Министерству экономики, Министерству финансов, Агентству «Узстандарт»,
Счетной палате, Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом
Республики Узбекистан по инвестициям, АК «Узэлтехсаноат», другими заинтересованными
министерствам и ведомствами:
в
двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект
Концепции внедрения современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и
оборудования, автоматизированной системы контроля и учета природного газа,
предусматривающей конкретные источники финансирования, сроки, графики
реализации проектов, а также локализацию производства единых по техническим
параметрам современных электронных приборов учета потребления природного газа;
в срок до
1 сентября 2017 года на основе разработанной Концепции внести проект решения
Президента Республики Узбекистан об утверждении технического задания и
предварительного технико-экономического расчета проекта по внедрению
современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и оборудования,
автоматизированной системы контроля и учета природного газа, а также
плана-графика, предусматривающего полное внедрение данной системы.
20.
Установить, что техническое задание на разработку проектов по внедрению автоматизированных
систем контроля и учета энергоресурсов подлежит согласованию в Министерстве по
развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и
Агентстве «Узстандарт» на предмет совместимости и интеграции в единые
автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии и природного
газа.
21.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, АО «Узбекэнерго»
и АК «Узтрансгаз» в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики
Узбекистан предложения по созданию системы передачи данных для функционирования
автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов на базе единого
центра обработки данных.
22. АО «Узбекэнерго»
и АК «Узтрансгаз» совместно со Счетной палатой, Министерством финансов,
Министерством экономики, Государственным комитетом по инвестициям, ГИ «Узгосэнергонадзор»,
ГИ «Саноатгеоконтехназорат», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», Бюро, другими
заинтересованными министерствами и ведомствами с привлечением иностранного
подрядчика, имеющего международный опыт осуществления подобных работ,
обеспечить проведение инвентаризации объектов электро- и газоснабжения на
предмет определения их технического состояния и в срок до 1 марта 2018 года
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Государственной
программы их модернизации.
23.
Генеральной прокуратуре совместно с Верховным судом и Министерством юстиции в
срок до 1 октября 2017 года критически пересмотреть с учетом положений
настоящего Указа и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики
Узбекистан проект обновленной редакции Закона Республики Узбекистан «Об
исполнении судебных актов и актов иных органов».
24. Министерству
высшего и среднего специального образования, Министерству экономики совместно с
Генеральной прокуратурой, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», другими
заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в
Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о подготовке кадров высшего
и среднего специального, профессионального образования в области
электроэнергетики и газоснабжения с учетом задач, определенных настоящим
Указом, предусмотрев, при необходимости, увеличение квоты приема и введение
новых направлений образования и специальностей с 2018/2019 учебного года.
25.
Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего
специального образования Республики Узбекистан принять комплекс мер,
направленных на формирование у подрастающего поколения культуры бережного
отношения и рационального использования энергоресурсов.
26. Национальной
телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации,
Генеральной прокуратуре, Министерству финансов, Министерству экономики, АО «Узбекэнерго»,
АК «Узтрансгаз» совместно с другими заинтересованными министерствами и
ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути
и значения настоящего Указа, в том числе значимости осуществления своевременной
оплаты, принимаемых мер ответственности за правонарушения в сфере потребления
энергоресурсов, преимуществ использования энергосберегающих технологий и
альтернативных источников энергии.
27.
Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой, другими
заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать
и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
проект
Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики
Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности»,
предусматривающий повышение ответственности за нарушение правил пользования
энергоресурсами;
предложения
об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
28.
Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра
Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента
Республики Узбекистан Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики
Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент
Республики Узбекистан
Ш.МИРЗИЁЕВ
Город
Ташкент, 29 мая 2017 года.
* * *
КОММЕНТАРИЙ
к Указу
Президента Республики Узбекистан
«О мерах
по дальнейшему укреплению платежной дисциплины
в сфере
поставки и потребления электрической энергии
и
природного газа, а также коренному совершенствованию
системы
исполнительного производства»
Модернизация
и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса страны,
создание действенных механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств
в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа являются
одними из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране
масштабных реформ, направленных, прежде всего, на ускоренное развитие всех
отраслей экономики, в том числе предпринимательства, улучшение инвестиционного
климата, расширение производства и сферы услуг.
В
последние годы особое внимание уделяется реализации практических мер по
увеличению объемов производства электрической энергии и природного газа,
полному и бесперебойному обеспечению потребностей населения и отраслей
экономики в энергоресурсах, модернизации технологически и морально устаревшей
инфраструктуры.
В
частности, в рамках Программы по дальнейшей модернизации и обновлению
низковольтных электрических сетей на период 2017-2021 годы, утвержденной
постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 ноября 2016 года, в целях
улучшения энергоснабжения более 2,5 миллиона потребителей осуществляется работа
по модернизации и обновлению 34 тысяч километров электросетей и 6,9 тысячи
трансформаторов на общую сумму 835,9 миллиона долларов США.
Вместе с
тем анализ сложившегося в отрасли положения дел и состояния законности
свидетельствует о том, что несмотря на наличие существенных проблем и
недостатков, требующих своего разрешения, ответственными ведомствами не
принимаются конкретные меры по их устранению.
В
частности, недостатки и упущения в организации деятельности компаний «Узбекэнерго»
и «Узтрансгаз», а также проблемы, связанные с укреплением платежной дисциплины,
предотвращением незаконного использования энергоресурсов и сокращением
дебиторской задолженности, препятствуют последовательной реализации
поставленных целей и задач по дальнейшему развитию сферы энергоснабжения.
Непринятие
действенных мер в отношении потребителей, не выполняющих договорные
обязательства, затягивание процесса внедрения автоматизированной системы
контроля и учета приводят к резкому росту дебиторской задолженности, хищениям и
уклонению от оплаты за потребленные энергоресурсы.
Так, в
2016 году количество правонарушений, связанных с самовольным подключением к
электрическим и газовым сетям, повреждением приборов учета и искажением их
показателей, увеличилось по сравнению с 2014 годом на 48 процентов.
Несмотря
на это, ответственными ведомствами не приняты должные меры реагирования по
данным фактам.
Невыполнение
намеченных задач по техническому обновлению инфраструктуры отрасли, в том числе
с использованием передового зарубежного опыта и возможностей современных
информационно-коммуникационных технологий, является причиной постоянного
увеличения технологических потерь, регулярных перебоев с поставками
энергоресурсов и, как следствие, препятствует ускоренному развитию отраслей
экономики.
Электро-
и газоснабжающими предприятиями не созданы необходимые условия для
качественного оказания услуг потребителям и осуществления ими платежей, не в
полной мере внедрены современные электронные платежные системы, а культура
оказания услуг не отвечает современным требованиям.
Об этом
также свидетельствуют более 43 тысяч жалоб граждан по вопросам электро- и
газоснабжения, поступивших в Народные приемные Президента Республики
Узбекистан.
Кроме
того, существенные недостатки в организации деятельности Судебного департамента
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Судебный департамент)
негативно сказываются на эффективности обеспечения защиты интересов граждан,
общества и государства, своевременного взыскания задолженностей за
электрическую энергию и природный газ.
Значительное
увеличение за последние годы объема работы в данной системе, задержки с
внедрением информационно-коммуникационных технологий приводят к снижению уровня
взысканий, необоснованному приостановлению и прекращению исполнительного
производства.
Об этом
свидетельствует показатель фактического исполнения судебных актов и актов иных
органов, который в 2016 году составил лишь 45 процентов.
Наряду с
этим, в указанных сферах не искоренены факты злоупотреблений. В результате в
течение 2016 года и I квартала 2017 года были привлечены к уголовной
ответственности 665 работников системы компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» и
36 работников Судебного департамента.
Вышеуказанные
проблемы, упущения и недостатки требуют принятия безотлагательных мер по
кардинальному совершенствованию системы взыскания платежей за энергоресурсы и
исполнительного производства.
В связи
с изложенным, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти
приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в
Указе предусматривается реализация комплексных мер, направленных на дальнейшее
совершенствование системы управления, механизмов контроля и учета, укрепление
платежной дисциплины и усиление ответственности в сфере электро- и
газоснабжения, а также повышение эффективности исполнительного производства.
В
частности, данным Указом:
1. При
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан создано Бюро принудительного
исполнения, ответственное за полноту и своевременность платежей за
энергоресурсы, выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений,
незаконных подключений к электрическим и газораспределительным сетям, а также
обеспечение безусловного исполнения судебных актов.
При
реализации задач в сфере поставки и потребления энергоресурсов Бюро
принудительного исполнения наделяется следующими полномочиями:
–
осуществление проверок полноты и достоверности учета поставки и потребления
энергоресурсов, своевременности платежей за них;
–
взыскание в бесспорном порядке задолженности за поставленные энергоресурсы с
банковских счетов потребителей – юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей;
–
направление работодателям требований об удержании с заработной платы
потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы, не превышающей двух
минимальных размеров заработной платы;
–
применение в установленном порядке к юридическим лицам финансовых санкций за
нарушения в сфере поставки и потребления энергоресурсов;
–
отключение потребителей от электрических и газовых сетей в случаях
несвоевременного осуществления расчетов;
–
привлечение к ответственности виновных лиц за правонарушения в сфере
пользования энергоресурсами.
2.
Упразднен Судебный департамент и сокращены штатные единицы электромонтеров по
работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и контролеров по учету и реализации
природного газа АК «Узтрансгаз».
Принудительное
исполнение судебных актов и актов иных органов возлагается на государственных
исполнителей, осуществление полного и своевременного взыскания платежей за
поставленные энергоресурсы – на государственных инспекторов Бюро
принудительного исполнения.
За
компаниями «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» сохраняются задачи и функции по
обеспечению потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными
договорами и техническому обслуживанию электро- и газораспределительных сетей.
3.
Конкретизирован порядок взаиморасчетов, а также отключения потребителей от сетей
при наличии задолженности за энергоресурсы, согласно которому с 1 июля 2017
года потребители – физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца
осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце.
Поставка
энергоресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будет
осуществляться на основе 100-процентной предоплаты.
В случае
несвоевременного осуществления оплаты потребители подлежат обязательному
отключению от сетей. При этом за повторное подключение с физических лиц
взимается плата в размере двух, а юридических лиц – десяти минимальных размеров
заработной платы.
Кроме
того, в Указе предусматриваются комплексные меры, направленные на широкое
внедрение автоматизированных систем контроля и учета потребления электрической
энергии и природного газа и других современных информационно-коммуникационных
технологий.
В
частности, создается Единая биллинговая система жилищно-коммунального
обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющая достоверную информацию
о состоянии взаиморасчетов с потребителями, интегрированная с электронными
платежными системами.
Данная
система позволит потребителям получать в электронной форме данные о наличии
задолженности и осуществлять платежи.
Наряду с
этим, также создается Единая система межведомственного электронного
взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, которая повысит
эффективность взыскания задолженности посредством использования баз данных об
имущественном положении физических и юридических лиц.
В рамках
реализации Указа заинтересованными министерствами и ведомствами будет проведена
инвентаризация потребителей энергоресурсов. При этом будет изучено наличие
кадастровой и проектной документации, договоров, схем подключения к сетям,
приборов учета и их исправность, а также приняты меры по оказанию практической
помощи и обеспечению законности в данной сфере.
Особое
внимание уделяется формированию в обществе понимания значимости рационального
потребления энергоресурсов, осуществления своевременных расчетов, атмосферы
нетерпимого отношения к хищениям, а также усилению ответственности за нарушения
правил пользования энергоресурсами.
В этой
связи на Генеральную прокуратуру возложены конкретные задачи по повышению
эффективности надзора над безусловным соблюдением принципа неотвратимости
ответственности за правонарушения в сфере поставки, потребления и осуществления
взаиморасчетов за энергоресурсы.
Эффективная
реализация мер, предусмотренных Указом, будет способствовать модернизации
электроэнергетической и газовой отраслей, бесперебойному обеспечению
потребителей энергоресурсами, ускоренному развитию экономики страны, в том
числе предпринимательства, повышению эффективности исполнения судебных решений,
уровня жизни и благосостояния населения и укреплению законности в обществе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий